Сказать, что работа у Елены Шестак ответственная – ничего не сказать.
Отвечает она за рождение завтрашнего дня нашего города. Да и не только города – Барановичский роддом – первая колыбель также для жителей нашего района и нескольких ближайших.
Хотя она из учительской семьи, пойти работать в школу даже не думала: хотелось не учить кого-то, а делать что-то самой. Инженер, изобретатель, конструктор, экономист, бухгалтер – популярные на тот момент профессии казались школьнице обычными, рутинными. Какие еще профессии знал ребенок 1970-х?
Елена не сочиняла стихов, не рисовала, зато любила математику, физику и химию, а еще хотела совместить любимые науки с «живой» работой, работой с людьми. Может, поэтому решила поступать в мединститут. А может, на ее выбор повлиял… будущий муж.
– Как вы познакомились с супругом? – на мой вопрос Елена Шестак честно ответила:
– Не знаю.
Как еще ответить, когда есть ощущение, будто знаешь человека всю жизнь?! С Геннадием Федоровичем, подарившим нашей героине фамилию, Елена Михайловна училась в одной школе, он на год старше ее. Юношеская любовь не растаяла со временем, не заблудилась-потерялась в банальных житейских обстоятельствах, как чаще всего бывает, а переросла в крепкие семейные отношения.
И сегодня Елена Шестак рада, что вслед за будущим супругом тогда поехала учиться в Гродно. Наверное, только муж-медик, сам работающий на полторы ставки, может понять и принять и работу жены от темна до темна, и бесконечные ночные дежурства, и срочные вызовы – словом, все особенности жизни врача.
– Наверное, я – продукт своего времени, – с улыбкой говорит о себе Елена Шестак. А мы добавим: времени бескорыстного, которое взрастило романтиков.
Не может в душе она согласиться с нынешними глянцевыми женскими журналами, призывающими пестовать свое «я». Работа – дом – и только потом я – вот иерархия ее ценностей.
Хотя Елена Шестак умеет видеть лучшее в других и перенимать это лучшее, а значит, меняться. Можно сказать, нынешний главный врач роддома выросла в нем и вместе с ним.
– Исход дела зависит чаще всего от того, насколько ты готов отвечать за него, – этот принцип передал ей в наследство один из учителей, главврач Петр Кучура, с ней Петр Иванович поделился также неисчерпаемым запасом симпатии к интернам, способностью поддержать и защитить молодого коллегу. У Нины Ивановны Кирило она училась внимательному отношению к пациенту, профессиональной скрупулезности. У Регины Михайловны Сенкевич, так же как и у предыдущих наставников, – решительности. Нина Николаевна Щуцкая, Татьяна Ивановна Делендик, Таисия Николаевна Щеголева, Татьяна Леонидовна Травкина – каждый из этих замечательных докторов передал крупицу своего знания. – …Да я всему здесь научилась – у всех! – восклицает Елена Михайловна.
И продолжает учиться, причем не только у тех, кто старше ее, но и у тех, кто младше. Елена Шестак сказала, что пытается нивелировать такую свою черту, как категоричность, стремится разглядеть между «черным» и «белым» полутона, чтобы лучше понять людей.
В кабинете главного врача стоит компьютер, через монитор которого можно следить, что происходит в разных частях роддома. Такие бесстрастные видеофиксаторы, по распоряжению Минздрава, появились в последние годы во всех аналогичных учреждениях, говорит врач. Но ее коллективу «нянька» ни к чему, уверена Елена Шестак: коллеги достигли того уровня профессионализма, когда ответственность понимается как нечто само собой разумеющееся.
– Не обо мне надо писать, а о них, – убеждает журналиста собеседница. – Вот Ольга Федоровна Комар. В гинекологическом отделении, которым она заведует, проводятся все современные методы обследования: УЗИ, гистероскопия, лапароскопия, все гинекологические операции, в том числе сложные, с использованием лапароскопической техники, реконструктивные, а также позволяющие сохранить репродуктивную функцию женщины.
Или о заведующей отделением неонатальной терапии и интенсивной реанимации Татьяне Алексеевне Кирпич – скольких малышей она выходила! На днях у нее в нашем роддоме родился внук. Отделение оснащено новой дыхательной аппаратурой, инкубаторами, приборами слежения за новорожденными, использует современные сурфактанты – препараты, помогающие недоношенным детям расправить легкие и дышать.
А Елена Георгиевна Тишкова чем не героиня для газеты? Отвечает за сердце нашего роддома, родзал. Молодой, ответственный доктор, умница.
– Алла Владимировна Курочкина, Елена Александровна Андрейчикова, – главврач знакомит меня заочно с заведующими акушерскими отделениями. – Владеют УЗИ-диагностикой, всеми акушерскими и гинекологическими операциями. Отделения используют физиотерапевтические методы, что позволяет снизить медикаментозную нагрузку, врачи стараются убедить мам в пользе грудного вскармливания – для чего у нас появилась платная услуга помощи пациенткам на дому.
Зав. женской консультацией № 1 Людмила Геннадьевна Ковш, руководит амбулаторной службой роддома. Кабинеты онкопрофилактики, планирования семьи, УЗИ-диагностики, бесплодия и невынашивания, детского гинеколога и все участки – под ее неусыпным оком. В городе неуклонно снижается уровень абортов, растет процент нормальных родов – это заслуга женских консультаций. К слову, в женской консультации внедрен самый щадящий метод прерывания беременности, медикаментозный аборт.
Наконец, почему бы не написать вам о моем заместителе Людмиле Викторовне Янович: помимо того, что возглавляет 18 комиссий, проводит регулярную учебу с врачами, консультации, консилиумы, оперирует, дежурит, она еще и стихи сочиняет и умудряется оставаться стройной красавицей… Или о наших анестезиологах, посмотрите, как трудятся! – протягивает Елена Михайловна мне листок с графиком ночных дежурств.
Рассматриваю его: и правда, не работа – каждодневный подвиг. В ночной дозор анестезиологи – которых вместо двенадцати, как требуется по штату, в два раза меньше – заступают часто через сутки. При этом в знаниях не отстают от времени.
Всё это правда, как и то, что пример коллективу всегда подает руководитель: несмотря на свои бесчисленные «директорские» обязанности, она остается врачом-практиком («А как иначе я смогла бы сидеть на этом стуле?!»). За окном у главврача стройка – растет новый гинекологический корпус, некоторые подразделения роддома временно разбросаны по разным концам города. Но профессионализм нашего родильного дома таков, что и в подобных неординарных условиях это единая команда.
– Каким образом супруг отреагировал, когда вам предложили занять должность главврача? Не всякий мужчина смирится с тем, что его жена стоит выше на ступеньке карьерной лестницы. В некоторых семьях это даже становится причиной развода.
– Не отговаривал меня, но и не уговаривал. Помню, только спрашивал: «Тебе действительно это надо? Подумай!»
Геннадий Шестак не собирался становиться администратором: хотел стать просто хорошим доктором – и стал им. Работает в городской больнице № 2. А подтверждение своей мужественности находит в заботе: отправляется Елена Михайловна в командировку – «и отвезет, и привезет».
Часто ли вы встречаете человека, который признается, что он счастлив?
– У меня есть муж, о котором я мечтала, профессия, которую я хотела получить, дети – мальчик и девочка, тоже, как я того желала, – говорит Елена Шестак. Конечно, любому человеку хоть капельку, да чего-то недостает, но в целом, «глобально», как выражается Елена Михайловна, она довольна своей жизнью.
Когда у дочки Алеси в детском саду спросили, кем работают ее родители, она ответила так: «Папа лечит людей, а мама рожает маленьких детей».
Появление на свет ребенка для женщины чудо, остается таковым и для Елены Шестак, для которой, в силу профессии, рождение можно назвать обыкновенным чудом. Почему я так уверенно это заявляю? А вы посмотрите в глаза Елене Михайловне, когда она рассказывает о детях. Двое у нее своих собственных ребят, а кто подсчитает, сколько у Елены Шестак в городе «крестников», обязанных жизнью как родной матери, так и акушеру-гинекологу? Недавно прочитала в «Нашем крае» заметку о талантливом мальчике – и вспомнила, это же ее пациент!
Алеся окончила медуниверситет, работает в Минске. Замужем – супруг тоже врач, сосудистый хирург. У Елены Шестак уже есть две внучки. Сын Никита учится в Белорусском государственном медицинском университете и… собирается быть сосудистым хирургом. Хоть медицинскую «Санта-Барбару» снимай!
Это не первая династия врачей, о которой я пишу. Почему дети медиков нередко идут по стопам родителей, выбирают эту не самую оплачиваемую профессию? Наверное, потому, что врач – не только и не столько профессия, сколько образ жизни.
– Через тернии к звездам я не шагала, и вообще женщина я заурядная.
А вот в этом мы не позволим себе согласиться с уважаемой Еленой Михайловной, ведь правда, читатель?