От чего зависит наше настроение? Тема эта не новая, «Наш край» не раз публиковал материалы, посвященные ей. Авторы приходящих в редакцию писем вспоминают об этом по большей части под впечатлением только что перенесенной обиды, испорченного настроения и настоятельно советуют продолжить обсуждение проблемы.
Дело не только в том, что грубость ранит людей и способна отравить радость жизни. Испорченное настроение становится и материальным фактором, который неблаготворно сказывается на нашей готовности самоотверженно трудиться, отрицательно влияет на производственные успехи.
Сегодня мы публикуем письмо, в котором речь идет о культуре общения. Прежде всего это касается той области нашей жизни, где человеческие контакты составляют существо работы, а автор письма оказался лицом к лицу с тем человеком, который призван, казалось бы, создавать нам комфорт и удобства.
«…Всем нам хочется хорошего и дешевого. А так ведь не бывает. Забыли об этом некоторые жители нашего города, увидев в одной из городских газет объявление «В Белосток за 150 000 рублей». Ура, недорого! Шопинг в Польшу за сравнительно небольшие деньги – это ведь так заманчиво!
Предприниматель Сергей К. наладил регулярные поездки на рынок в Белосток два раза в неделю, по средам и пятницам. Сам себе хозяин, водитель, менеджер. Непонятно только, когда отдыхает этот водитель, сутками находясь за рулем.
Но не обольщайтесь, уважаемые клиенты. На весь шопинг в Белостоке у вас будет по часу на каждый магазин, а то и вовсе по 40 минут. У хозяина, оказывается, своих дел здесь по горло, ждать вас ему не с руки. Поэтому вся поездка состоит из постоянной спешки, нервотрепки и угроз водителя: «Ждать никого не буду, уеду. Добирайтесь сами».
Общение с клиентами сопровождается идиоматическими выражениями, непереводимыми на другие языки, но хорошо известными даже иностранцам.
В последнюю поездку 6 марта нынешнего года некоторые пассажиры, выехав из Барановичей в 23.00, уже в дороге узнают, что К. поднял цену за поездку до 200 000 рублей. Богат русский язык, но и ему трудно передать всю экспрессию и колорит монолога водителя, когда он ругал нерадивых клиентов за то, что они осмелились уплатить ему по 150 000 рублей (как объявлено в газете). На головы бедных женщин сыпались гневные возгласы разъяренного хозяина, густо пересыпанные теми же идиоматическими выражениями. К. бросал деньги, изображал благородный гнев, угрожал выбросить вещи, а самих клиентов высадить прямо на дороге.
Ко всему этому следует добавить неудобный автобус, плохо оборудованный для перевозки даже 10 человек, а не 15, как это было в последний раз. На обратном пути, никому ничего не объясняя, водитель вдруг решил заехать ночью в Жировичи окунуться в купели. Уставшие, сонные пассажиры вынуждены были ждать, пока Сергей обретет душевное равновесие в святом месте.
Вот такая история. Частный, казалось бы, случай. Мало ли у нас грубых, невоспитанных людей, просто хамов? Мало ли конфликтов возникает между потребителями и производителями? И не каждый раз действует лозунг «Клиент всегда прав». Но ситуация на рынке услуг сложилась такая, что защитить клиента некому. Предприниматель оформил ИП, платит налоги – и всё? Он может нахамить, оскорбить, унизить, и управы на него нет? Формально услугу оказал. Не нравится – можешь не ехать.
Конечно, не поедем! И никому не посоветуем».
В.И. Даль характеризует слово «грубый» как «жестокий, черствый». Он пишет, что «оказательство грубого человека – неучтивость, дерзость, обида».
Грубость многолика, она не всегда выражается бранным словом, невежливостью, она может быть и поступком. Всего этого было вдоволь в описанном читательницей случае. А корень грубости – в черст-вости души человека, бессердечии.
Это письмо читательницы газеты, попросившей его опубликовать, один из способов одернуть зарвавшегося хама. А часто ли мы одергиваем зарвавшихся? Чаще всего проглатываем обиду, наивно полагая, что в этом заключается хороший тон. А если обижают других и обиженный человек посторонний, то мы даже философствуем, успокаивая: дескать, не обращайте внимания на грубияна – это у него внешнее, а человек он добрый, хороший.
Но грубый человек не может быть добрым и хорошим, поскольку качества грубого человека – «неучтивость, дерзость, обида».