Прокуратура традиционно остается одной из последних инстанций, где люди пытаются найти или отстоять правду.
Вот и несут в это ведомство все свои горести-проблемы – и ссоры с соседями, и жалобы на несправедливого начальника, и рассказы о холодных батареях и сломанных кранах. За прошлый год в межрайонную прокуратуру от жителей города и района поступило 844 обращения, что на 3,7 процента меньше, чем год назад. Означает ли это, что у жителей региона стало меньше проблем? Об этом и не только наш разговор с Барановичским межрайонным прокурором Алексеем БИЛЬДЕЙКО.
– Алексей Александрович, уже который год уменьшается количество поступивших в прокуратуру обращений. Как вы считаете, почему?
– Более всего снизилось количество обращений от жителей района. По сравнению с 2012 годом, здесь отмечено снижение на 44 процента.
Кроме того, мы наблюдаем тенденцию снижения обоснованных обращений на незаконные решения государственных органов и иных организаций, разрешающих обращения граждан изначально. На мой взгляд, это свидетельствует об улучшении работы с людьми. Хотя говорить о том, что факты нарушения прав и законных интересов граждан в нашем регионе изжиты полностью, ещё рано.
Хочу также отметить, что непосредственно работниками прокуратуры в 2013 году разрешено 438 обращений, или 51,8 процента от общего числа заявлений и жалоб, поступивших в прокуратуру. Из них 50 (11,4 процента) было удовлетворено.
Остальные обращения были направлены для разрешения в другие ведомства, поскольку они не относились к нашей компетенции. Вместе с тем это не означает, что прокуратура перенаправила обращения и забыла о них. Так, в прошлом году 55 таких обращений было поставлено нами на контроль, что способствует их более качественному рассмотрению компетентными органами.
– Как осуществляется этот контроль?
– Чтобы было понятно, приведу пример. В прокуратуру поступило обращение от жителей улицы Калинина о факте самовольного захвата земли жительницей города. Это обращение было направлено для рассмотрения начальнику землеустроительной службы Барановичского горисполкома и взято прокуратурой на контроль. В ходе рассмотрения обращения специалисты землеустроительной службы провели обследование земельного участка, в ходе которого информация, содержащаяся в обращении, подтвердилась. Выяснилось, что горожанка действительно самовольно заняла землю общего пользования и возвела ограждение из железобетонных плит. Нарушительница постановлением суда Барановичского района и города Барановичи подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 10 базовых величин. Кроме того, решением Барановичского горисполкома гражданка обязана возвратить земельный участок до 1 апреля 2014 года. Прокуратура проконтролирует исполнение этого решения.
– На что жаловались в прокуратуру жители нашего региона?
– Более всего, как и в предыдущие годы, жалоб поступает по вопросам доследственных проверок, которые проводили сотрудники отделов внутренних дел райисполкома и горисполкома.
Анализ обращений показывает, что чаще всего люди не согласны с решениями об отказе в возбуждении уголовного дела. Например, горожанин обратился с жалобой на необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела по факту совершенного в отношении него хулиганства. Суть истории в том, что горожанина на стоянке возле вокзала избил другой житель города, причинив легкие телесные повреждения. Оправдываясь, нарушитель объяснял свой поступок тем, что заявитель создал аварийную ситуацию. Прокуратура установила, что сотрудники отдела внутренних дел проверку провели поверхностно, безосновательно поверив версии о предшествовавшей нанесению ударов ситуации. По нашему требованию была организована дополнительная проверка, по результатам которой установлено, что предлогом нанесения ударов был малозначительный повод. Возбуждено уголовное дело по факту хулиганства, которое в настоящее время расследуется.
Отмечу, что в минувшем году в прокуратуру поступило больше обоснованных жалоб по вопросам трудового законодательства, незаконного привлечения к административной ответственности.
– А коллективные жалобы от жителей региона поступают часто?
– Нечасто, однако они, как правило, содержат факты, требующие вмешательства прокуратуры. Приведу такой пример. В своей коллективной жалобе работники магазина «Родны кут» Барановичского райпо жаловались на многочисленные нарушения законодательства в этом торговом объекте. Сотрудники прокуратуры, создав рабочую группу, выехали на место, где многие факты нашли подтверждение. Выявлены нарушения законодательства, направленного на обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, трудового законодательства, правил пожарной безопасности и норм производственной санитарии, которые могли нанести вред жизни и здоровью не только работников магазина, но и его посетителей. Были допущены нарушения закона и в процессе ввода данного объекта в эксплуатацию.
Прокуратурой инициировано привлечение виновных должностных лиц райпо к административной ответственности. В адрес правления райпо направлено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих. Виновные должностные лица по инициативе прокуратуры привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по факту нарушения законодательства при приемке магазина в эксплуатацию было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь (служебный подлог), которое в настоящее время расследуется.
– Какие меры принимает прокуратура, чтобы количество нарушений в работе с обращениями граждан уменьшилось?
– Сотрудники прокуратуры систематически проводят проверки соблюдения законности в этой сфере на предприятиях и в организациях города. В минувшем году их было проведено более десяти. Основные нарушения, которые были выявлены, касались несоблюдения сроков рассмотрения заявлений, неполноты проведенных по ним проверок, неразъяснения сроков и порядка обжалования принятых по обращениям решений.
Руководителям предприятий, организаций и должностным лицам следует не забывать, что нарушение законодательства об обращениях граждан может повлечь привлечение виновных к дисциплинарной и административной ответственности. В частности, в прошлом году по требованию прокурора к ответственности за такие нарушения было привлечено 27 лиц. В текущем году будут проведены контрольные проверки (мониторинги) организаций, где ранее выявлялись наиболее серьезные недостатки в работе с обращениями.