Наверх

Объединенной системе противовоздушной обороны государств — участников СНГ исполнилось 20 лет

23.02.2015 418 Наш край

IMG_8295По случаю этой даты командование ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Беларуси организовало для столичных журналистов своеобразный пресс-­тур.

Прежде чем подняться в небо на военно­-транспортном самолете Ан­26 на аэродроме Мачулищи, что под Минском, мы пообщались с начальником радиотехнических войск ВВС и войск ПВО полковником Игорем Насибянцем. Он рассказал об уникальных возможностях недавно принятых на вооружение радиолокационных станций «Восток» и «Роса», произведенных на белорусских оборонных предприятиях.

Образно говоря, это глаза ВВС и ПВО – от того, насколько острый, дальнозоркий у них взгляд, зависит быстрота обнаружения и опознавания воздушных целей. К слову, только за прошлый год в воздушном пространстве нашей страны зафиксировано 18 случаев отклонения маршрутов движения различными летательными объектами. Это во многом результат работы новейших радиолокационных станций «Восток» и «Роса».

По команде занимаем места в грузовой кабине Ан-26 для перелета в Барановичи, на аэродром 61-й истребительной авиабазы. С нами на борту и командующий ВВС и войск ПВО генерал-­майор Олег Двигалев. Он в хорошем настроении, расположен к общению и совместному фото­графированию.

Но самые неповторимые кадры, конечно же, за бортом: обладатели фотоаппаратов буквально прилипли к иллюминаторам, чтобы запечатлеть плывущие рядом облака, бескрайние заснеженные поля и леса. Какая же все-­таки красивая наша Беларусь с высоты птичьего полета!

Командующий разрешил нам по очереди побывать в кабине экипажа, и вот мы уже наблюдаем за синхронной и спокойной работой командира, второго пилота, штурмана, радиста. От обилия незнакомых нам приборов, лампочек и тумблеров разбегаются глаза, руки же пилотов в считанные мгновения выполняют нужную им комбинацию действий.

Спрашиваю штурмана о высоте, скорости и местонахождении и тут же слышу в ответ: «Высота 2 400 метров, крейсерская скорость 430 км/ч, расстояние до Барановичей 90 километров».

Мы не знали, что в эти минуты к нам уже приближался российский истребитель Су­-27 из боевого дежурного звена. Для крылатого перехватчика наш Ан­-26, согласно вводной команде, играл роль неизвестного воздушного судна, которое необходимо визуально осмотреть и сопроводить по маршруту движения.

Увидев в иллюминаторе почти зависшую рядом стальную махину (на земле Су-­27 выглядит намного скромнее), автор этих строк поежился и слегка даже опешил. Но приветливо качнув крыльями, летчик привел в восторг всех наблюдавших за ним, особенно теле­операторов.

После приземления на барановичском аэродроме состоялось уже очное знакомство. Истребителем Су­-27 мастерски управлял 40-­летний майор Денис Жеребцов из Петрозаводска. В белорусском небе офицер налетал уже около 50 часов.

IMG_8460
Денис Жеребцов

– Различий в круглосуточной охране воздушных рубежей нет, да и небо у нас общее, – улыбнулся Денис Жеребцов. – У нас единая система ПВО. Правда, есть метеорологические особенности. На севере России погода за час может несколько раз поменяться, а в Беларуси таких метаморфоз я не замечал…

Едва мы закончили общение, в дежурном звене прозвучал сигнал тревоги. К двум МиГ-29, стоявшим неподалеку, подбежали летчики и технический состав. По нормативу им дается не больше 15 минут, чтобы привести самолеты в боевую готовность и подняться в воздух.

Пишущая и снимающая братия вновь стала свидетелем незабываемого зрелища: стальные птицы, оглушив окрестности ревом включеных форсажей, стремительно взмыли парой в воздух.

Тем временем вынырнувшая из­-за облаков пара Су-25, имитировавшая воздушного противника, проверила боевую готовность экипажей зенитных ракетных комплексов «Тор-­М2», находившихся на аэродроме. Стражи неба не оплошали – сумели в жесткое нормативное время захватить воздушные цели и условно их уничтожить. Журналисты могли сами в этом убедиться, наблюдая за слаженной работой зенитчиков изнутри их боевых машин.

На командном пункте 61-й истребительной авиабазы нам продемонстрировали порядок действий боевого дежурного расчета при нарушении воздушного пространства Беларуси. Здесь же командующий ВВС и войск ПВО рассказал о перспективах развития вида войск, назвав ряд любопытных цифр.

В частности, мы узнали, что выходные – самые напряженные дни у стражей неба. Количество воздушных судов, пролетающих через Беларусь, достигает 2 600 единиц в сутки. Радиотехнические части тщательно отслеживают каждый самолет – с момента вхождения в наше воздушное пространство и до выхода из него.

– Нами запланированы дальнейшие закупки зенитных ракетных комплексов «Тор-­М2», – уточнил генерал­-майор Олег Двигалев. – Эта боевая машина является совместным проектом Российской Федерации и Республики Беларусь. Заканчиваем также закупку первого звена самолетов Як-130, которые в будущем заменят состоящие у нас на вооружении Л-39.

Уже 28 февраля группа белорусских летчиков и авиатехников выедет в Российскую Федерацию для месячной подготовки на Як-130. Затем наши военнослужащие вместе с самолетами прибудут на аэродром Лида. В рамках взаимодействия с Российской Федерацией предусмотрена закупка трехкоординатной радиолокационной станции «Противник» для радиотехнических войск, а также отечественных РЛС «Восток» и «Роса».

На мой вопрос об усилении белорусской противовоздушной обороны зенитными ракетными комплексами С­-400 генерал­-майор Олег Двигалев ответил, что нужды особой в этом пока нет, а вот четыре зенитных ракетных дивизиона С-­300 в ближайшее время братская Россия нам поставит – в целях укрепления прочности нашего общего щита ПВО.

Григорий СОЛОНЕЦ, специально для «Нашего края»



  • Мы в социальных сетях: