По случаю этой даты командование ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Беларуси организовало для столичных журналистов своеобразный пресс-тур.
Прежде чем подняться в небо на военно-транспортном самолете Ан26 на аэродроме Мачулищи, что под Минском, мы пообщались с начальником радиотехнических войск ВВС и войск ПВО полковником Игорем Насибянцем. Он рассказал об уникальных возможностях недавно принятых на вооружение радиолокационных станций «Восток» и «Роса», произведенных на белорусских оборонных предприятиях.
Образно говоря, это глаза ВВС и ПВО – от того, насколько острый, дальнозоркий у них взгляд, зависит быстрота обнаружения и опознавания воздушных целей. К слову, только за прошлый год в воздушном пространстве нашей страны зафиксировано 18 случаев отклонения маршрутов движения различными летательными объектами. Это во многом результат работы новейших радиолокационных станций «Восток» и «Роса».
По команде занимаем места в грузовой кабине Ан-26 для перелета в Барановичи, на аэродром 61-й истребительной авиабазы. С нами на борту и командующий ВВС и войск ПВО генерал-майор Олег Двигалев. Он в хорошем настроении, расположен к общению и совместному фотографированию.
Но самые неповторимые кадры, конечно же, за бортом: обладатели фотоаппаратов буквально прилипли к иллюминаторам, чтобы запечатлеть плывущие рядом облака, бескрайние заснеженные поля и леса. Какая же все-таки красивая наша Беларусь с высоты птичьего полета!
Командующий разрешил нам по очереди побывать в кабине экипажа, и вот мы уже наблюдаем за синхронной и спокойной работой командира, второго пилота, штурмана, радиста. От обилия незнакомых нам приборов, лампочек и тумблеров разбегаются глаза, руки же пилотов в считанные мгновения выполняют нужную им комбинацию действий.
Спрашиваю штурмана о высоте, скорости и местонахождении и тут же слышу в ответ: «Высота 2 400 метров, крейсерская скорость 430 км/ч, расстояние до Барановичей 90 километров».
Мы не знали, что в эти минуты к нам уже приближался российский истребитель Су-27 из боевого дежурного звена. Для крылатого перехватчика наш Ан-26, согласно вводной команде, играл роль неизвестного воздушного судна, которое необходимо визуально осмотреть и сопроводить по маршруту движения.
Увидев в иллюминаторе почти зависшую рядом стальную махину (на земле Су-27 выглядит намного скромнее), автор этих строк поежился и слегка даже опешил. Но приветливо качнув крыльями, летчик привел в восторг всех наблюдавших за ним, особенно телеоператоров.
После приземления на барановичском аэродроме состоялось уже очное знакомство. Истребителем Су-27 мастерски управлял 40-летний майор Денис Жеребцов из Петрозаводска. В белорусском небе офицер налетал уже около 50 часов.
– Различий в круглосуточной охране воздушных рубежей нет, да и небо у нас общее, – улыбнулся Денис Жеребцов. – У нас единая система ПВО. Правда, есть метеорологические особенности. На севере России погода за час может несколько раз поменяться, а в Беларуси таких метаморфоз я не замечал…
Едва мы закончили общение, в дежурном звене прозвучал сигнал тревоги. К двум МиГ-29, стоявшим неподалеку, подбежали летчики и технический состав. По нормативу им дается не больше 15 минут, чтобы привести самолеты в боевую готовность и подняться в воздух.
Пишущая и снимающая братия вновь стала свидетелем незабываемого зрелища: стальные птицы, оглушив окрестности ревом включеных форсажей, стремительно взмыли парой в воздух.
Тем временем вынырнувшая из-за облаков пара Су-25, имитировавшая воздушного противника, проверила боевую готовность экипажей зенитных ракетных комплексов «Тор-М2», находившихся на аэродроме. Стражи неба не оплошали – сумели в жесткое нормативное время захватить воздушные цели и условно их уничтожить. Журналисты могли сами в этом убедиться, наблюдая за слаженной работой зенитчиков изнутри их боевых машин.
На командном пункте 61-й истребительной авиабазы нам продемонстрировали порядок действий боевого дежурного расчета при нарушении воздушного пространства Беларуси. Здесь же командующий ВВС и войск ПВО рассказал о перспективах развития вида войск, назвав ряд любопытных цифр.
В частности, мы узнали, что выходные – самые напряженные дни у стражей неба. Количество воздушных судов, пролетающих через Беларусь, достигает 2 600 единиц в сутки. Радиотехнические части тщательно отслеживают каждый самолет – с момента вхождения в наше воздушное пространство и до выхода из него.
– Нами запланированы дальнейшие закупки зенитных ракетных комплексов «Тор-М2», – уточнил генерал-майор Олег Двигалев. – Эта боевая машина является совместным проектом Российской Федерации и Республики Беларусь. Заканчиваем также закупку первого звена самолетов Як-130, которые в будущем заменят состоящие у нас на вооружении Л-39.
Уже 28 февраля группа белорусских летчиков и авиатехников выедет в Российскую Федерацию для месячной подготовки на Як-130. Затем наши военнослужащие вместе с самолетами прибудут на аэродром Лида. В рамках взаимодействия с Российской Федерацией предусмотрена закупка трехкоординатной радиолокационной станции «Противник» для радиотехнических войск, а также отечественных РЛС «Восток» и «Роса».
На мой вопрос об усилении белорусской противовоздушной обороны зенитными ракетными комплексами С-400 генерал-майор Олег Двигалев ответил, что нужды особой в этом пока нет, а вот четыре зенитных ракетных дивизиона С-300 в ближайшее время братская Россия нам поставит – в целях укрепления прочности нашего общего щита ПВО.
Григорий СОЛОНЕЦ, специально для «Нашего края»