Наверх

О спорт! Ты – жизнь

16.07.2013 868 Наш край

Считается, что настоящий мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: построить дом, родить сына и посадить дерево. У Игоря Михайловича Лешика сын появился на свет 25 лет назад. Выполнена и вторая задача – собственную квартиру он тоже построил. Не знаю, как там насчет посадки деревьев, но с воспитанием талантливых и перспективных спортсменов проблем точно нет: работая старшим тренером отделения дзюдо в СДЮШОР единоборств и велоспорта, он вывел в люди не одного мальчишку. О высоких результатах работы говорит тот факт, что Игорь Лешик входит в число лучших тренеров города. В почетный список лучших спортсменов города вошли и два его воспитанника – Денис Пархомук и Евгений Ильюхин.

Мы встретились с талантливым тренером, чтобы поговорить о жизни и спорте.

– Игорь Михайлович, не будет преувеличением сказать, что вся ваша жизнь – это спорт?

– Разве что совсем немного. Конечно, я живу не только спортом, но именно он занимает львиную долю времени. Впервые на борцовский ковер я вышел много лет назад, еще учеником 17-й школы. Тогда в нашу школу пришел работать совсем еще молодой тренер Василий Иванович Логинов (теперь уже заслуженный тренер Республики Беларусь). Под его руководством я и начал тренировки.

– Почему именно самбо? Это был осознанный выбор?

– Ну не знаю, наверное, потому, что коллектив тогда в школе был хороший, друзья мои тоже этим спортом занимались, да и вообще, просто понравилось.

Неоднократно выигрывал первенства республики по самбо. Я очень любил спорт, но в 19 лет сломал ногу – четыре месяца в больнице, две операции, полгода гипс, и как спортсмен свою карьеру закончил. Тогда и решил, что буду тренером. После службы в армии поступил заочно в институт физкультуры, закончил его и с тех пор занимаюсь тренерской работой, вот уже 30 лет.

– Постойте, у вас же была серьезная травма, какая же тут служба?

– В армии служил, в пограничных войсках в Кишиневском погранотряде. Конечно, мог и не идти в армию, ведь у меня была серьезная травма ноги, но я решил, что должен сделать это. Какой же я буду мужчина, если не отслужу положенный срок?

– Часто бывает, что представления о будущей работе и реальность расходятся очень далеко. У вас не было разочарований, когда впервые вышли на ковер не как спортсмен, а как наставник?

– Конечно, пока был спортсменом, представлял себе эту работу несколько иначе. Вначале я думал, что как только приду на ковер, у меня будут тренироваться одни чемпионы, ну а как может быть иначе? А разница оказалась в том, что мальчишки, с которыми занимаешься, очень разные. Даже у самых талантливых бывает плохое настроение, просто нежелание тренироваться. У всех свои интересы и помимо спорта. Бывает очень сложно найти подход к спортсмену, убедить и даже заставить его тренироваться. Допустим, я вижу парнишку олимпийским чемпионом, знаю, что он на это способен, а сам парень тренируется просто для общего развития, надрываться не собирается.

Со временем убедился, что для получения настоящего результата требуется три фактора: желание спортсмена, желание тренера и умение обоих. Только при соблюдении всех трех составляющих может быть успех.

– Никогда не хотелось все бросить и уйти?

  Сто раз хотел бросить, даже и бросал несколько раз, но, видимо, прикипел к этому делу. Бросаешь, а через некоторое время хочется вернуться. Мысли бросить связаны с неудачами и поражениями моих воспитанников. Я всегда все принимаю близко к сердцу, начинаю думать, что ни на что не способен. Хотя, слава Богу, все-таки до конца решение уйти не оформилось. Не представляю, как бы я жил теперь без спорта.

– Когда вы почувствовали, что тренер из вас получился?

– Когда нашел свою первую спортивную звездочку. Это было давно, я тогда еще работал тренером на базе 17-й школы. Ко мне пришел заниматься мальчишка – Андрей Макарей, который  в 1991 году стал чемпионом Беларуси среди взрослых. Андрей пошел по моим стопам, тоже служил в пограничных войсках, был чемпионом по самбо среди войск КГБ СССР, мастер спорта СССР, очень талантливый мальчишка. Увы, в 19 лет спорт он забросил. Встретил девочку, влюбился, женился – и прощай, спорт. 

– А если попытаться уговорить не бросать?

– Да ещё как пытаюсь, всеми силами борюсь за каждого своего воспитанника. Все возможные и невозможные способы уговоров применяю.

– И какие, например?

– Всегда разные. Вот, к примеру, у меня был воспитанник Максим Деряга. Сейчас он работает учителем физкультуры в 17-й школе. За 30 лет моей тренерской работы этот мальчишка был самым талантливым. В 15 лет он выиграл чемпионат области. Представьте, у него на тот момент был всего лишь первый разряд, а он легко победил трех мастеров спорта! В финале юношеского первенства республики выиграл у будущего мастера спорта международного класса Дениса Кунцевича. И в это же самое время он бросает спорт. Пришел в сентябре, отдал куртку, борцовки и ушел.  Сказал, что устал и больше ничего не хочет. Я его вообще-то понял, решил дать время для отдыха. Два месяца его не видел, а накануне Нового года у нас организовали турнир молодежи с ветеранами самбо. Пошел к нему домой, говорю: «Максим, приди, посмотри, как ребята выступают» – думал, заденет его это. А он не пришел.

Тогда к уговорам подключил двух родных дядей Максима. Оба специально прилетели в Барановичи (один – из Австрии, другой – с Дальнего Востока). Они ему даже машину обещали на 18 лет подарить, лишь бы тот вернулся в спорт, а он уперся – и ни в какую. Так прошли 9 и 10 классы, а в 11-м после Нового года он сам пришел. Потренировался неделю, пошел на первенство республики и стал вторым, проиграв только призеру Европы. После школы поступил в институт в Минск, и я посоветовал его как очень перспективного спортсмена известному тренеру Эрнсту Антоновичу Мицкевичу. И мальчик себя показал: первый же мастерский турнир, состоявшийся буквально через месяц после начала тренировок, выиграл, получив звание мастера спорта. А после этого на ковер не вышел вообще.

Мицкевич меня отчитал, ну а что я мог сделать? Он так на Максима обиделся, что удостоверение мастера спорта ему не отдал. Только по прошествии восьми лет мне удалось уговорить его сделать это.

Так что уговаривать, конечно, можно, только вот результат не всегда выходит положительный.

– Есть ли среди ваших воспитанников любимые?

– Я люблю каждого своего ученика, независимо от того, каких результатов он добивается как спортсмен. Каждый из них – особенный, не похож на других. Помню всех бывших учеников, со многими дружу. Например, с тем же Андреем Макареем, которому сегодня уже за сорок, поддерживаем теплые отношения. Или с Денисом Пархомуком, ставшим двукратным победителем первенства Европы по самбо, бронзовым призером первенства мира по самбо и бронзовым призером олимпийского фестиваля молодежи Европы, серебряным призером Кубка мира по дзюдо. Хотя последние годы он жил в Минске, где учился в университете физической культуры, связи с ним не теряли. Он всегда приходит ко мне, когда бывает в Барановичах.

Хорошие отношения поддерживаю и с еще одним своим учеником – серебряным призером первенства Европы 1997 года Василием Войтеховичем. Сегодня ему уже за тридцать, он отец троих детей. Но до сих пор приходит ко мне тренироваться. Пусть на высокие спортивные результаты и не замахивается, но оставить любимое занятие не может.

Горжусь и Женей Ильюхиным, ставшим мастером спорта международного класса. Он входил в сборную республики, был очень перспективным спортсменом. Однако решил уехать из столицы обратно в Барановичи. Сейчас работает в горрайотделе по чрезвычайным ситуациям. И понемногу тренируется. Недавно, к примеру, за свой счет поехал на республиканские сборы в Стайки.

– А ваш сын спортом не занимается?

– Нет, он пошел по другой стезе. Сейчас сын заканчивает медицинский университет в Минске. В прошлом году женился, его избранница – тоже будущий медик. Вместе они часто приезжают ко мне в гости.

– Вас можно назвать успешным и состоявшимся человеком?

– Возможно. Если говорить о работе, то действительно, определенные успехи есть. Свободное время посвящаю своему хобби – развожу голубей. Это увлечение появилось у меня давно, еще в ранней молодости.

– Завтра вы будете отмечать юбилейный день рождения – 50 лет. Что бы вы хотели пожелать самому себе?

– Талантливых учеников. Для меня как для тренера это самое главное. В последние лет пять особенно перспективных мальчишек найти не удается, и я очень переживаю по этому поводу. Считаю, что тренер только тогда хорош, когда у него есть хорошие ученики. Однако надежды не теряю. Уверен, в ближайшее время мне обязательно встретятся перспективные ребята, которые в будущем станут новыми чемпионами.



  • Мы в социальных сетях: