Трудовые гарантии
При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет).
В случае принятия решения об отказе в приеме на работу оно должно быть мотивированными и может быть обжаловано в суде, сообщается на сайте Минтруда.
На период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за работником сохраняется рабочее место. Если срок действия контракта заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости матери до достижения ребенком 5 лет.
Гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет. Это распространяется на такие случаи, как:
сокращение численности или штата работников;
несоответствие работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или недостаточной квалификации;
длительное отсутствие на работе из-за болезни – более четырех месяцев подряд.
Аналогичный подход применяется в отношении одиноких женщин с более взрослым ребенком – в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
При желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю.
Работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
Трудовым законодательством предусмотрена возможность дополнительных выходных для женщин, воспитывающих:
ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения;
троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя. С 1 января 2024 г. вместо свободного дня может быть сокращен рабочий день (рабочая смена) на один час;
двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.
Развитие условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей
Более 59% занятых в экономике женщин в возрасте 20-49 лет имеют несовершеннолетних детей (56,9% – одного ребенка, 33,8% – двоих детей, 9,3% – троих и более детей).
На содействие равному участию родителей в воспитании детей направлены нормы Трудового кодекса по предоставлению отпуска по уходу за ребенком работающему отцу, если мать выходит на работу или учебу. При этом на отца, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются те же гарантии, что и на мать.
Для расширения возможностей совмещения профессиональных и родительских функций, вовлечения отцов в воспитание детей в Трудовой кодекс внесен ряд изменений:
предоставлено право отцам на отпуск при рождении ребенка (сроком до 14 календарных дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка);
для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, снят запрет на привлечение их к сверхурочным работам, направление в служебную командировку;
предусмотрено выполнение работы дистанционно;
учтены потребности родителей в гибких графиках работы.
В создание благоприятных условий для работающих родителей вовлекаются наниматели и профсоюзы, предусматривая в коллективных договорах более широкий перечень гарантий для своих работников.
Реализация механизмов реинтеграции женщин на рынке труда
В целях повышения конкурентоспособности безработных женщин на рынке труда организуется их бесплатное обучение в виде профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной программы обучающих курсов.
Благодаря принимаемым мерам численность безработных снижается. По данным обследования домашних хозяйств, в ноябре 2023 г. численность безработных составила 174,3 тыс. человек, что на 16,4% меньше, чем в ноябре 2020 г. В общей численности безработных женщины составили 41,3%.
На протяжении ряда лет уровень фактической женской безработицы ниже, чем мужской. В ноябре 2023 г. уровень женской безработицы составил 2,9%, мужской – 4,1% (в ноябре 2020 г. – 3,5% и 4,6% соответственно).
Востребованным механизмом для развития женского предпринимательства является выделение государством безвозмездных субсидий.
За последние три года (2021–2023) субсидии предоставлены 1,6 тыс. женщин (почти 50% от общего количества получивших субсидию), из них в 2023 году субсидию получили 332 женщины (55,6%). Размер субсидии составляет:
11 бюджетов прожиточного минимума (с 1 февраля 2024 г. – 4 474 рубля),
15 БПМ (6 101 рубль) – для сельской местности.
Дополнительные гарантии матерям при выходе на пенсию
Общий пенсионный возраст для женщин на 5 лет ниже, чем для мужчин (58 лет / 63 года).
Периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет включаются в стаж (до 12 лет в общей сложности) и учитываются при определении размера пенсии.
Женщинам с 4 детьми минимальный страховой стаж снижен до 10 лет (общее требование – 19,5 лет в 2024 году, 20 лет – в 2025 году).
Женщинам с 5 и более детьми пенсия назначается на 5 лет ранее общего пенсионного возраста (в 53 года) и при пониженном страховом стаже – 5 лет (более 23 тыс. женщин воспользовались гарантией).
Матерям с 9 и более детьми, имеющим государственные награды, устанавливается пенсия за особые заслуги (450 женщинам).
Социальная защита материнства и детства обеспечивается через предоставление:
государственных пособий при рождении и воспитании детей;
семейного капитала при рождении третьего либо последующего ребенка;
адресной социальной помощи и социальных услуг;
гарантий в сфере трудовых отношений;
льгот в сфере образования, здравоохранения, жилищно-кредитных отношений и в иных сферах жизнедеятельности семьи.