В кабинет инспекторов по делам несовершеннолетних я заглянула буквально на минуту: нужно было что-то уточнить по работе. Однако задержалась дольше, чем планировала. Причиной стал щупленький невысокий мальчишка с голубыми глазами, сидящий возле одного из инспекторов. Его не по-детски серьезный взгляд, брошенный на вошедшего в дверь человека, немедленно привлек мое внимание.
Из разговора с инспектором по делам несовершеннолетних выясняется, что мальчика зовут Кирилл, учится в седьмом классе. Несмотря на совсем еще юный возраст, он уже давно состоит на учете в инспекции. Сейчас оформляются документы, чтобы направить Кирилла в исправительное учреждение. Уже во второй раз за 13 лет его жизни…
– А за что ты попал в исправительное учреждение в первый раз? – начинаю беседу с подростком.
– Мне тогда было десять лет. Я познакомился с одним мальчиком, мы стали дружить. Он часто приходил ко мне домой в гости, а однажды сказал, что у него дома проблемы – и несколько дней прожил у нас. У моего друга всегда были деньги. Сначала я не знал, откуда он их берет, а потом выяснилось, что он ворует все, что плохо лежит: велосипеды, продукты, просто деньги. Мне тоже нравилось, когда есть деньги, и я стал делать то же, что и мой друг.
– Инспектор рассказал, что в Могилевском спецзаведении ты пробыл год. Как тебе там жилось?
– Тяжело. Мы там жили и учились, но в закрытом режиме: нас не отпускали погулять, нельзя было выходить. Я был единственным, кого отправили в Могилев на год, все остальные ребята жили там по два года. Большинство из них попали туда за кражи, некоторые – за хулиганство и мошенничество. Мы все мечтали поскорее уехать домой и никогда больше не возвращаться сюда.
– Это заведение называется учебно-воспитательным. То есть вас должны были не только учить, но и воспитывать, чтобы больше никто не нарушал закон.
– Да нет, никто нас особо не воспитывал. Мы просто жили.
– Ты говоришь, что хотел вернуться домой. А кто тебя здесь ждал?
– Папа, мама, две сестры и два брата. Я из детей самый старший. Папа работает строителем, мама – швеей. У нас большая, хорошая семья, правда, папа иногда выпивает. Но не часто.
– После возвращения из спецучреждения ты остался на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Твой инспектор часто с тобой общался?
– Мой инспектор – Алексей Александрович Лис. Он постоянно приходил ко мне и домой, и в школу. Если честно, так часто меня посещал, что надоел немного (улыбается). Алексей Александрович много беседовал со мной о том, что нельзя поступать так, как поступаю я, просил больше не нарушать закон. Но не усмотрел…
– За что сейчас тебя отправляют в Могилев?
– За хулиганство: я много дрался с одноклассниками, потому что они меня не принимали. Я был изгоем, один сидел за партой. Они дразнили меня, не хотели дружить. Поэтому я и в школу не хотел ходить, много прогулял уроков – около ста. Еще украл у одноклассника пять тысяч рублей, когда мы были в столовой. Короче, сам виноват.
– Как ты думаешь, изменилось бы твое поведение, если бы одноклассники приняли тебя?
– Не знаю, но вряд ли я стал бы с ними драться. Да и школу бы не прогуливал.
– У всех людей есть планы на будущее, мечты. А ты о чем мечтаешь?
– Закончу школу, пойду в армию, а потом – отучусь на кого-нибудь, еще не решил на кого. Не важно, сколько я буду зарабатывать, главное – чтобы работа мне нравилась.
– Ты не жалеешь о том, что совершил?
– Очень жалею. Надеюсь, в будущем у меня получится исправиться и не возвращаться к старой жизни…
Для справки
На сегодня в инспекции по делам несовершеннолетних городского отдела милиции состоит 257 подростков. За прошлый год в исправительные учреждения было отправлено девять несовершеннолетних.