Наверх

Новые медиа и пресса: не вместо, а вместе

04.12.2013 291 Наш край

Какая судьба ждет газету в мире, в котором стремительно наступает Интернет?

Заглянуть в завтрашний день попытались эксперты II Белорусско-Российского форума молодых журналистов «Общий взгляд в будущее». Основные сведения об этом значительном для профессионального сообщества «перьев» событии вы наверняка почерпнули из телерепортажей. Скорее всего, вы знаете…

…Что форум в Могилеве собрал полторы сотни журналистов – не только из Беларуси и России, на этот раз к нам присоединились коллеги из Казахстана и Армении. …Что организовали его Министерство информации Республики Беларусь, Постоянный комитет Союзного государства, Белорусский союз журналистов, БРСМ, Могилевский облисполком. …Что открывал медиафорум министр информации Республики Беларусь Олег Пролесковский. …Что молодежь ожидали мастер-классы многоопытных профи.

Газете, конечно, сложно конкурировать с радио, телевидением, Интернетом в оперативности. Однако это отнюдь не повод говорить о том, что она утрачивает свои позиции, было доказано во время дискуссии. Главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин привел на этот счет убедительные аргументы. В определенных точках планеты (как пример – Индия, Турция) тиражи печатных СМИ растут. Те, кто видит в прессе этакого мамонта, подсчитывают, сколько в Америке закрылось в последнее время газет. И, как правило, забывают при этом сказать, сколько открылось новых (пусть таковых будет поменьше, но всё же…).

Сегодня, когда многие еще не отошли при покупке своего первого айфона от эйфории и новые технологии не стали чем-то обыденным, будто утюг, наблюдается эффект «Москва слезам не верит». Помните, в этом фильме один из героев рассуждает о том, что не будет ни театров, ни кино – одно телевидение. Что и говорить, ТВ-ящик в доме в 1970-х казался чем-то покруче пейджера в 1990-х (о котором, кстати, уже все почему-то забыли). А газеты, вопреки предсказаниям, что их должно заменить телевидение, спустя непродолжительное время взяли рекордные отметки в тиражах!

От себя добавлю, что в закрывающихся ныне газетах нет ничего нового, и частные случаи еще не повод для слишком широких, панических обобщений. Медиабизнес всегда был и остается сложной сферой, в которой выживают сильнейшие. Возьмите ради любопытства библиографический справочник, посмотрите, сколько в начале XX века периодики издавалось в России – названий тысячи. Красивых историй преуспевающих редакций – единицы. Немало изданий закрывалось через месяц после того, как вышел первый их номер. Не легче завоевать популярность в XXI веке и веб-журналистам: то, что сайт есть в сети, еще не означает, что на него кто-то заходит, кроме создателей.

А есть ли сегодня примеры, когда газета переживает головокружительный взлет? Вдохновить журналистов может новейшая история одного из старейших в своем роде изданий – газеты «Вечерняя Москва». В считанные последние годы ее тираж поднялся с десятка тысяч до миллиона экземпляров, и даже превзошел красивую отметку с шестью нулями! Главный редактор Александр Куприянов раскрыл перед молодыми журналистами некоторые секреты своего успеха.

В том, что газета будет жить, убежден и Тигран Кочарян, эксперт по информационной безопасности из Армении, который на дискуссии отстаивал право на место под солнцем для блогов, новых медиа. Газета, по его мнению, – это привычка, мы же от себя добавим: хорошая, полезная привычка! Многим читателям важно осязать газету, держать в руках, поэтому интернет-версия не может быть для них равноценной заменой.

Эксперт из Беларуси – пресс-секретарь ГУВД Минского горисполкома Александр Ластовский высказал такую точку зрения: если газете и суждено быть потесненной новыми медиа, она останется нужной элите. Ни ТВ, ни радио, ни Интернет-СМИ не могут поспорить с периодикой в глубине, аналитичности предоставляемой аудитории информации, без которой трудно обойтись серьезным людям. Так что привычка пошуршать за завтраком газетой будет таким же признаком престижа, как возможность сесть за руль шестисотого «Мерседеса». В солидных автосалонах, к слову, уже теперь клиентов дожидаются журналы, это считается хорошим тоном в сервисе.

Не вместо, а вместе – принцип сосуществования, взаимодополнения новых и традиционных медиа утвердили молодые журналисты. В принятой резолюции говорится и о том, что ни одна самая современная технология не отменяет требований профессионализма, честности, нравственности, других идеалов классической журналистики, которые всегда объединяли и объединяют народы.



  • Мы в социальных сетях: