Наверх

Новая услуга: теперь билет можно купить в вагоне

22.10.2014 310 Наш край

Отправляясь с Полесского вокзала в столицу на электричке, наши горожане с недавних пор наверняка обратили внимание на альтернативную услугу, которая прежде в пути не оказывалась, – возможность приобрести билет на проезд непосредственно в вагоне, у разъездных билетных кассиров. Надолго ли такое нововведение и чем оно вызвано?

Новшество это,  как пояснил начальник контрольно-ревизионного отдела Барановичского отделения Белорусской железной дороги Владимир Вербило, всерьез и надолго. Оно продиктовано прежде всего необходимостью повышения культуры обслуживания пассажиров, усиления контроля над безбилетным проездом в поездах региональных линий эконом-класса, оптимизации штатов и более рационального использования денежных средств, предусмот­ренных для содержания касс на железнодорожных станциях и остановочных пунктах.

В настоящее время в связи с упразднением билетных касс на ряде остановочных пунктов на участке Барановичи–Негорелое–Барановичи, ежедневно вместе с пассажирами в дорогу отправляются 23 разъездных билетных кассира. В ближайшей перспективе их численность составит 35 человек. Многие из них – бывшие проводники пассажирских поездов, курсировавших в Луганск, Харьков и другие города Украины. По причине известных событий в этой стране расписание поез­дов межрегионального сообщения скорректировано в сторону сокращения, а оставшиеся не у дел вагоновожатые переквалифицированы в кассиров.

У    самих разъездных билетных кассиров новшество вряд ли способно вызвать восторг, а для нас, пожалуй, оно из разряда приятных сюрпризов. Пассажиру, не успевшему взять билет в кассе вокзала и рискнувшему ехать зайцем, отныне нет причин опасаться в пути контролеров-ревизоров, которые вправе выписать штраф на 105 тысяч руб­лей. Билет можно купить и в вагоне, уплатив его стоимость и небольшой комиссионный сбор.

– А не расплодите ли вы зайцев? – спрашиваю у начальника барановичских контролеров-ревизоров. – Вот сидит, к примеру, отпетый безбилетник, входят контролеры: «Ваш билетик, уважаемый!» А неуважаемый этот тип с язвительной улыбочкой говорит: «Сижу, дескать, поджидаю кассира, который должен мимо пробежать».

–  Такой номер у него не пройдет, – уверенность звучит в голосе Владимира Михайловича. – Система работы наших контролеров-ревизоров, в том числе и вопросы их взаимодействия с разъездными кассирами, с работниками милиции и военизированной охраны, отлажена до совершенства и исключает всякий подвох. У пассажира всегда имеется возможность приобрести билет в пути еще до проводимой контролерами проверки – раньше кассира контролеры с проверкой к пассажиру приставать не станут. Это – во-первых. Во-вторых, кассиры тоже дело своё хорошо знают, они проинструктированы (смотрят на остановочных пунктах, сколько пассажиров и в какие вагоны заходят), по одному взгляду способны определить потенциального зайца.

– В-третьих, – продолжает Владимир Вербило, – наших контролеров-ревизоров тоже обвести вокруг пальца не просто – все они, как говорится, калачи тёртые. Многие проработали в отделе около двух десятков лет, а кто-то и больше. Некоторые с высшим образованием: и по-английски говорят, и секрет любой химической реакции объяснят. Особенно хочется отметить ревизора-инструктора Александра Милославова. Александр Олегович – офицер запаса, моя правая и надежная рука. Он в совершенстве овладел искусством выявления безбилетного контингента: тщательно анализирует результаты деятельности своих подчиненных, своевременно отслеживает наиболее проблематичные участки и оперативно меняет маршруты поездок, графики работы контролеров.

Проверки поездов региональных линий эконом-класса под руководством  Милославова стали носить сплошной характер, осуществляются внезапно, с привлечением работников милиции и военизированной охраны. Особое внимание уделяется проверкам в часы массового пассажиропотока – в выходные, предвыходные и предпраздничные дни, на наиболее активных участках движения поездов, в границах столичного железнодорожного узла. Одно слово – стратег. Не занимать опыта и другим нашим работникам: Владимиру Бурмако (старший ревизор по контролю доходов), контролерам-ревизорам Вадиму Легаеву, Сергею Адамчику…

В том, что механизм взаимодействия разъездных билетных кассиров и контролеров-ревизоров работает четко и слаженно, автор этих строк убедился воочию, прокатившись вместе с Александром Милославовым и группой его подчиненных по железной дороге.

– Не волнуйся, Машенька, ты все знаешь, всё у тебя получится, – лично давал Александр Олегович последние наставления перед началом работы кассиру, бывшей проводнице, колесившей раньше на Луганск. – Мы тут, рядом, тори для нас дорогу.

Девушка улыбнулась, поправила прическу и уверенно зашагала по вагону. На ее  восклицания «кому нужен билетик?» тут же откликнулась молоденькая пассажирка, видимо, студентка. Когда Мария обилетила всех пассажиров и ушла в другой вагон, за дело взялись конт­ролеры со своими именными номерными щипчиками.

– Девушка, а вы знали, что в электричке уже работают разъездные билетные кассиры? – поинтересовался автор у пассажирки, первой купившей билет.

– Нет, не знала, – призналась она, выдав неосознанно свое заблаговременное намерение прокатиться по «железке» без билета.

Но юридические формальности были соблюдены: на момент проверки пассажирка оказалась с проездным документом. Будем считать, что в тот день ей просто крупно повезло. А ведь поездка до Минска могла обойтись ей слишком дорого. Кроме крупного штрафа девушка еще рисковала оказаться в числе правонарушителей, которые автоматически отражаются в электронной базе данных – с вытекающими негативными последствиями.

СПРАВКА «Нк»

За девять месяцев текущего года контролерами-ревизорами Барановичского отделения проверено 9338 поездов; оштрафовано за безбилетный проезд – 2493 человека;

составлено протоколов об административном правонарушении на пассажиров, не сумевших уплатить штраф при проверке билета, – 287; оштрафовано за курение в неустановленных местах – 881.

Общая сумма взысканного штрафа составила 308 миллионов 380 тысяч рублей.



  • Мы в социальных сетях: