Перейти проезжую часть затруднительно бывает даже человеку молодому и физически здоровому.
Частенько спешащие по своим очень важным делам автомобилисты норовят проскочить аккурат перед пешеходом, упорно «не замечая» ожидающего у края обочины человека. Отважились бы вы перейти оживленную трассу с закрытыми глазами? Думаете, решиться на это может только безответственный сорвиголова? Однако есть люди, которым приходится все в жизни, включая переход улицы, делать вслепую. Потому что они физически не могут видеть.
В рамках специальной операции «Пешеход» сотрудники Госавтоинспекции района решили провести своеобразный эксперимент и проверить: уступают ли автомобилисты дорогу незрячему пешеходу. Местом проведения выбрали не слишком оживленную дорогу вблизи деревни Новая Мышь.
Помочь Госавтоинспекторам согласился Николай Гришин, лишившийся зрения 30 лет назад в Афганистане. Вооружившись белой тростью, Николай Анатольевич в сопровождении супруги Валентины Николаевны смело выходит на дорогу. Чтобы показать водителям, что переходит проезжую часть незрячий человек, он несколько раз машет белой тростью. Первые автомобили тут же реагируют на сигнал, застывая на месте и пропуская пешеходов. Супруги Гришины несколько раз переходят проезжую часть туда и обратно. Водители машин терпеливо ждут. Однако участники эксперимента, в числе которых и журналист «Нашего края», радоваться не спешат: кроме Гришиных у дороги стоят несколько человек с фотокамерами, явно привлекая внимание участников дорожного движения к происходящему.
Дальше для чистоты эксперимента все, кроме незрячего пешехода и его жены, отходят от дороги и прячутся. Картина тут же меняется: если легковушка останавливается, то небольшой грузовик чуть не сбивает людей на дороге.
Наблюдающий за этим издали инспектор дорожной патрульной службы ОГАИ РОВД Александр Евтюхин немедленно останавливает нарушителя: «Что же вы не пропустили незрячего пешехода?»
И слышит в ответ: «Да, я видел человека с тростью. Он помахал этой тростью.
Я еще подумал: и чего он машет? Может, показывает: проезжайте…».
– Как видите, некоторые водители даже не знают, что означает жест незрячего человека у края проезжей части, – комментирует услышанное Александр Евтюхин.
Однако незнание, как известно, не освобождает от ответственности, и водитель получает квитанцию на штраф. Следом – еще один, «не заметивший» человека с белой тростью.
– Хочу обратить внимание всех участников дорожного движения, что незрячий пешеход имеет преимущественное право перехода проезжей части не только в зоне действия пешеходного перехода, но и в любом другом месте дороги, – объясняет Александр Евтюхин.
Николай Гришин по окончании эксперимента рассказал, что в целом отношением водителей остался доволен. В подавляющем большинстве они уступали дорогу. Однако так происходит далеко не всегда:
– Например, в городе машин больше, и останавливаются перед пешеходными переходами не все. А ещё всегда найдется прохожий, который предложит помочь перейти улицу. Мир не без добрых людей.
Председатель районной организации Белорусского товарищества инвалидов по зрению Лилия Жидаль рассказывает, что в городе много делается для адаптации среды обитания к нуждам людей с ограниченными возможностями. В частности, на многих светофорных объектах установлен звуковой сигнал. Также у части нерегулируемых пешеходных переходов установлены знаки, указывающие, что здесь на проезжую часть может выйти незрячий пешеход. Но сделать еще предстоит немало.
– Главное, обратить внимание общества на наши проблемы, – считает Лилия Жидаль. – А то ведь сейчас даже некоторые жители домов, у которых установлены звуковые сигналы на светофорах,
жалуются, что они им отдыхать мешают. А как еще сориентироваться незрячему человеку на дороге?