Автозаправочная станция № 23 Барановичского участка АЗС предприятия «Белоруснефть – Брестоблнефтепродукт» – совсем юная.
Хорошо помню, как в сентябре 2010 года мы, журналисты «Нашего края», присутствовали на её открытии. Тогда адрес АЗС звучал так: деревня Узноги. Сегодня о расположении 23-й автозаправочной станции говорят: находится в Боровках.
Прогулки на заправке
Вот так разросшийся рядом большой спальный микрорайон изменил адрес заправки, значительно добавил ей клиентов. А она, в свою очередь, для жителей Боровков стала и самым близким местом… отдыха. Операторы АЗС Светлана Шадура и Елена Шафар, на смену которых мы попали накануне профессионального праздника работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, частенько наблюдают, как горожане вечерами прогуливаются от многоэтажек до заправки. Многие берут с собой детей. Приходят сюда и молодые пары с крохами в колясках. Кто-то наблюдает за процессом заправки автомобилей, кто-то бродит по магазину, который работает прямо на станции, делает покупки, а кто-то балуется чашкой кофе.
Вот и в то раннее утро мы с фотокором газеты стали свидетелями, как некоторые водители легковых авто приехали на АЗС, чтобы попить кофе, а не заправить свою машину.
200 рублей – не деньги
Светлана Шадура ловко хозяйничала у кофе-машины, выполняя заказ посетителя. Её соседка Елена Шафар обслуживала водителей, которые завернули сюда именно заправиться.
– Девочки, как всегда, – обратился к операторам очередной клиент.
– Обычного дизтоплива пока нет, есть только евро.
– Насколько оно дороже?
– На двести рублей.
– Заливайте.
Пока Елена пробивала чек, я спросила у водителя:
– А почему вы всегда здесь заправляетесь? Рядом живете?
– И живу недалеко, и заправка устраивает. «Дизель» здесь хороший, качественный. Как-никак заправка государственная, чувствуется, контроль постоянный. Да и обслуживают девчата хорошо.
Геннадий Кишея, как представился мужчина, ушел, а место моего нового собеседника и одновременно экскурсовода занял мастер участка АЗС Дмитрий Пакунов.
– У вас что же, перебои с обычным дизтопливом?
– У нас не бывает перебоев. Вы просто попали к нам в тот момент, когда бензовоз сливает топливо, то есть пополняет емкости резервуарного парка временного хранения нефтепродуктов.
– Вам и присесть некогда, – обращаюсь к женщинам-операторам.
– Теперь присесть можно. Вот если бы вы приехали к нам на часок раньше, в восемь утра, увидели бы, как много желающих приобрести автомобильное топливо. В это время, как правило, заправляются машины предприятий и организаций. Постоянные клиенты 23-й АЗС есть не только среди водителей, но и среди автомобильных парков. Сюда приезжает вся техника спецавтобазы, «Диприза», комбинатов молочного, хлебопродуктов. Но не только соседи пользуются услугами заправки в Боровках – сюда едет техника милиции, банков, почты, многих частных предприятий.
Без очередей
Что приятно – не бывает длинных очередей. На заправке – шесть топливно-раздаточных колонок, или постов, как говорят операторы. На четырех из них можно заправиться любым видом топлива. Кроме того, есть скоростная колонка, её производительность в два раза выше. Если вдруг собралась очередь, этот пост здорово помогает её разгрузить.
Только за одну смену – с 8 утра до 20 часов – операторы обслуживают до 1000 автомобилей. В сутки здесь реализуют 23 тысячи литров нефтепродуктов! По объемам продаж нефтепродуктов АЗС Боровки среди шести заправок в городе лидирует, а в области занимает второе место по реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров.
– А какой вид автомобильного топлива наиболее востребован? – пользуясь «форточкой», пока нет клиентов, задаю вопрос операторам.
– Раз на раз не приходится. Но дизельного топлива все же берут больше: в сутки его уходит тонн 16-17, тогда как 92-го и 95-го бензина – около 8 тонн.
– А есть случаи, когда ваши клиенты высказывают претензии по поводу качества бензина или дизтоплива?
– Таких моментов не припомню, – говорит Светлана Шадура, оператор с 18-летним стажем.
– У нас всё топливо соответствует мировым стандартам, – присоединяется к разговору Дмитрий Пакунов. – В филиале есть своя лаборатория, работники которой каждый месяц отбирают пробы бензина и дизельного топлива из пистолетов (так называют раздаточный кран) и проверяют их. Случаев несоответствия стандартам не было. Кроме того, есть независимая лаборатория «Белоруснефти», которая находится в Гомеле. Её специалисты делают внезапные проверки. Их мы тоже проходим достойно – качество топлива всегда хорошее.
… И чашка кофе
Беседу с мастером в помещении АЗС (на улице мы замерзли) прервал громкий голос очередного посетителя:
– Я тут обратил внимание на вашу акцию: купил чебурек – чашка кофе бесплатно. Это так?
– Да, сегодня «Белоруснефть – Брестоблнефтепродукт» проводит акцию «Утро с нами». Подобные акции регулярны, – продолжает Дмитрий Пакунов.
– А зачем вам это надо? Вы же и так хорошо живете. Вон сколько бензина и дизтоплива продаете!
– Современная АЗС – это не только чистая заправка. Это и магазин, в котором есть все компоненты для автомобилей и сопутствующие товары для водителей.
Дмитрий Алексеевич приглашает на экскурсию по магазину. Его площадь – 64 квад-
ратных метра. Самый ходовой товар для автомобиля – тосол, масла, ароматизаторы в машину. Хорошая реализация шоколада, жевательных резинок, пива, чипсов, воды, кофе. Ассортимент очень богатый. Только за месяц на заправке в Боровках продают товара более чем на 600 миллионов рублей. Покупки делают не только водители, специально приходят сюда горожане, живущие рядом.
Ночная жизнь
Торговля на АЗС круглосуточная, потому что у заправки режим работы круглосуточный.
– А ночью вы можете поспать?
В ответ на мой наивный вопрос женщины-операторы смеются:
– У нас ночью жизнь только начинается. Во-первых, надо выставить товар, пополнить полки и витрины. Во-вторых, обслужить посетителей, которые массово подтягиваются на заправку после 22 часов. До двух-трех часов ночи у нас гудит-бурлит магазин. Здесь и таксисты, и молодежь, которая тусуется на заправке. Пьют кофе, покупают печенье, вафли, парни девушкам дарят мягкие игрушки.
– А не боитесь ночных смен? Разное же может быть…
– Не боимся, – говорит Елена Шафар. – Привыкли. Каких-то чрезвычайных ситуаций не было. А на случай чего – у нас ведется видеонаблюдение, всегда под рукой, даже когда на улицу выходим, тревожная кнопка. Сотрудники охраны приезжают в течение двух-пяти минут.
– И часто вызываете охрану?
– Несколько раз кнопку нажимали. Один посетитель пытался украсть сигареты, пьяный мужчина оскорблял. Вначале пытались с ним спокойно поговорить, а когда поняли, что безуспешно, вызвали патруль. А в основном народ адекватный, на замечания реагирует нормально. Мы разного здесь насмотрелись, так что уже закаленные.
Елена рассказывает, как две ночи назад, в её дежурство, в магазин зашел парень с разрисованным лицом и привязанными рогами – его друзья впустили первым, чтобы посмотреть на реакцию работниц АЗС. Те не испугались. Часто молодые люди концерты под гитару устраивают на территории заправки. А недавно мужчина на каблучках разгуливал…
Бурная ночная жизнь на заправке затихает к часикам трем ночи. А после пяти утра начинается снова. За ночную смену операторы должны и территорию убрать (уборщики здесь трудятся только в дневные смены), и туалет, и колонки помыть, если надо.
Не женское дело?
– Не женское это дело, скажу вам. А операторы почему-то все женщины.
– Почему? Сейчас очень много мужчин. Только они обслуживают газовые заправочные, – говорит Светлана Шадура. – А коллектив нашей АЗС действительно женский: из 14 работников женщин – 12.
– Так вы посмотрите вокруг, – поддерживает подругу Елена. – Даже мы отмечаем, как много появилось водителей-женщин, и не только молодых, водители-бабушки очень лихо управляются на заправке. Так что вы зря про неженское дело.
Нас как будто подслушали: в операторскую зашла молодая женщина. «Мне, пожалуйста, 92-й».
Жизнь на заправке вошла в привычный ритм.