«Здравствуй, племя, младое, незнакомое…» Эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня, ведь каждое новое поколение людей привносит в нашу жизнь новые надежды, свершения и победы. С представительницей «младого племени» Александрой Лончиной, десятиклассницей гимназии № 2, мы сегодня и решили поговорить об одном её увлечении, имя которому – наука.
– Саша, твои сверстники интересуются больше развлечениями, музыкой, интернетом, а ты серьёзно увлекаешься наукой. Как такое случилось?
– Сама не знаю. Наверно, всё идёт из семьи. Мои родители активно интересуются достижениями науки. Да и в гимназии постоянно поддерживают интерес к чему-то новому.
– Расскажи о своём увлечении историей.
– Мне она всегда нравилась, но в седьмом классе, с приходом в нашу школу нового учителя истории – Людмилы Фёдоровны Ширко, мой интерес стал глубже, что привело меня в ряды участников олимпиад по истории. Но олимпиада – не научная деятельность, а проверка уровня знания предмета. Хотелось же чего-то нового, неизведанного.
С восьмого класса я увлеклась историей Беларуси, причём тем периодом, который мы ещё не изучали по программе. Появилось желание попробовать свои силы в научном поиске, поработать с малоизученным материалом. Людмила Фёдоровна предложила заняться комиссией
В.П. Затонского, её влиянием на развитие белорусской культуры. Так определилась сфера моего научного интереса и родилась тема исследования «Комиссия Затонского В.П. и развитие белорусской культуры в межвоенный период (1921–1941)».
– Почему именно такая тема тебя зацепила?
– Полтора месяца работы этой комиссии в 1929 году в нашей республике оставили трагический след на многие десятилетия отечественной истории, особенно в сфере культуры. Это и сыграло решающую роль в выборе темы.
– Как долго ты работала над ней?
– Почти два года. Я получила удивительные знания, научилась их добывать, поработав в Национальном архиве Республики Беларусь. Я заказывала, и мне приносили старые документы из архивных фондов, книги из бывшего спецхрана. Я видела, как трудятся там маститые учёные. Это произвело на меня неизгладимое впечатление.
– А как тебе, ещё совсем юной, удалось попасть в Национальный архив и поработать в таком серьёзном учреждении?
– Да, сначала было сложно, и без помощи взрослых тут не обошлось. Меня поддержали мои родители и моя родная гимназия. Работники архива были удивлены моим стремлением поработать с докладом Затонского, но очень доброжелательно ко мне отнеслись.
– Саша, я знаю, что ты применяла какой-то очень сложный метод для анализа текста этого доклада…
– Этот метод называется контент-анализ количественный и качественный анализ документа для выявления новой информации. Определяется изучаемый источник, формируется выборочная совокупность сообщений, выделяются единицы анализа и счёта, и затем уже осуществляется непосредственная процедура подсчёта. Наиболее сложен последний этап – выявление статистических связей, составление корреляционных таблиц и интерпретация полученных знаний.
– На каких научных форумах тебе довелось выступать с результатами своих исследований?
– Я участвовала в ХV городской научно-практической конференции «Молодёжь. Творчество. Интеллект – 2013», где получила Диплом. А также принимала участие в Международной конференции молодых учёных «Молодёжь в науке – 2013», где мое выступление отметили похвальным отзывом. Конференция проходила в Национальной академии наук Беларуси, было очень компетентное жюри, мне задавали много вопросов, которые касались особенностей использования контент-анализа в историческом исследовании. Возрастной состав участников самый разный, но преобладали учащиеся 11-х классов гимназий, колледжей, техникумов, которые выступали по самым различным отраслям знаний.
– Каковы твои планы на будущее?
– Вместе с моим учителем и научным руководителем Людмилой Фёдоровной мы планируем выступить со статьёй по итогам этой научной работы в республиканском периодическом издании. Думаю, что опыт, полученный в процессе научно-исследовательской работы, очень пригодится мне в будущем, когда я буду учиться в вузе.
– Что бы ты хотела пожелать своим сверстникам?
– Успехов во всех начинаниях, удачи, а если таковая отсутствует, то не унывать, не пасовать перед трудностями, непониманием, не ждать, пока возможности вас найдут, а активно искать их самим.
Остаётся добавить, что в конце прошлого года директор гимназии № 2 Василий Васильевич Шедь получил письмо следующего содержания: «Совет молодых учёных Национальной академии наук Беларуси благодарит Вас за высокое качество подготовки и выступления учащейся ГУО «Гимназии № 2 г. Барановичи» Лончиной Александры Евгеньевны на секционном заседании Международной конференции». Саша была единственным представителем Брестской области на конференции такого уровня и не уронила честь своей гимназии, поддержав, таким образом, имидж образования Брестчины.