На днях в сфере образования города стартовала новая инициатива Барановичской межрайонной прокуратуры – гражданско-патриотический проект «Не забывая прошлого, смотреть в будущее».
Наш разговор с Барановичским межрайонным прокурором Александром КАРЛЮКОМ, однако, вышел за рамки обсуждения проекта. В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков всем нам есть над чем поразмыслить.
– Почему прокуратура решила инициировать этот проект?
– В первую очередь для того, чтобы не допустить реабилитации нацизма.
– В чем отличие вашей инициативы от сотен подобных?
– Особенность проекта – уникальный «Блог патриота». Это чат в телеграм-канале, в котором ребята будут не только сообщать о проделанной работе и обмениваться впечатлениями от участия в проекте, но и вести исторические хроники родной семьи, рассказывать о своих прапрадедах – героях Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что чат создан совсем недавно, в него уже вступили свыше 400 школьников, и количество подписчиков растет на глазах.
Для команд участников разработаны и патриотические акции, и музейные уроки памяти, и патриотические челленджи, и квесты, и многое другое. Проявить свою уникальность ребята смогут и в творческих конкурсах.
Кроме того, на протяжении всего проекта команды учреждений образования будут работать над созданием летописей памяти – страниц истории героического прошлого семей учеников и педагогов школ, гимназий, лицея. Памятные издания будут презентованы на заключительном форуме, лучшие труды мы обязательно отметим. Рассчитываю на то, что свое развитие проект получит и благодаря творческому вкладу газеты «Наш край».
– С благодарностью принимаем ваше предложение. «Не забывая прошлого, смотреть в будущее» – какое отношение, на ваш взгляд, эта фраза имеет к патриотизму?
– Самое непосредственное. Любой, кто называет себя патриотом, обязан думать о будущем своей Родины. Как показывает история, особенно явственно патриотизм нашего народа проявляется в поворотных для государства точках развития, в критические моменты, будь то 1941-й или 2020-й. Предателей выявляют их сиюминутные интересы, основанные на жажде наживы, страхе перед сильнейшим, желании компенсировать свои комплексы, заполучив власть или дешевую популярность, – будущее страны их абсолютно не волнует.
…А может ли быть патриотом тот, кому безразлична история Отечества? Вопрос, по-моему, риторический.
– Наше прошлое, однако, не дает спать спокойно не только патриотам. Откуда такое желание у западноевропейских государств переписать нашу историю, принизить значение Великой Победы?
– То, что в этих странах нашли прибежище беглые фашисты и их пособники, только одна из причин. Вспомните, как тихо капитулировали западноевропейские государства одно за другим перед фашистской Германией.
Такого сопротивления, какое оказали захватчикам в июне 1941-го наши деды и прадеды, нацисты до того момента не знали. Вряд ли кому-то из западных лидеров доставляет удовольствие такой контраст. Снести памятники советским воинам-освободителям, чтобы забыть о собственном позоре – самый незатейливый выход из этой щекотливой ситуации.
Сегодня в интернете появляется масса снимков, прежде недоступных широкой аудитории. На аукционах, других ресурсах время от времени всплывают фото с видами Барановичей из архивов немецких солдат и офицеров. Они, как выясняется, очень любили фотографироваться на фоне руин, пепелищ. Свято-Покровский собор выглядит очень одиноко на фоне выжженных кварталов. И большинство этих снимков датированы 1941-м. Политика оккупантов, нацеленная на истребление, была изначальной, как бы ни пытались нас убедить в обратном псевдоисторики – адвокаты фашизма.
Всего в городе Барановичи немецко-фашистские захватчики за время оккупации угнали в рабство 7 593 человека, истребили 128 110 человек: расстреляно 52 510 человек, сожжено 600 человек, замучено 75 000 человек. После освобождения Барановичей в городе осталось всего 5 400 жителей. Немалая роль в геноциде захватчиками отводилась предателям из числа местного населения.
– Какие новые факты установлены в ходе расследования уголовного дела о геноциде?
– Большой резонанс получило дело одного из палачей Хатыни – убийцы из 118-го украинского батальона охранной полиции Владимира Катрюка. Несмотря на то, что фигурант скрылся от возмездия в Канаде и умер в 2015-м, дело, квалифицированное по уголовной статье 127, не имеющей срока давности (геноцид), рассматривается Верховным Судом. Это важный шаг, потому что такие судебные процессы будут препятствовать героизации военных преступников.
– Дежавю: бчб-флаги развевались в Барановичах не только в 1940-х и 2020-м, но и в 1990-х.
– И в это время Беларусь тоже находилась в шаге от краха – не дал развалить страну поборникам «свободы и демократии» наш Президент. Дефицит, талоны, инфляция, нищета, разруха… Вот что такое 1990-е. И разгул преступности. Проведем простое сравнение. Для того периода два десятка убийств в год для Барановичей было обычным делом. В 2023-м в нашем городе произошло одно убийство.
В целом на Брестчине за последние 20 лет число ежегодно регистрируемых преступлений сократилось на 41%. На 59% снизилось число особо тяжких преступлений, более чем в 4 раза – умышленных убийств, в 3 раза – умышленных причинений тяжких телесных повреждений. В прошлом году было зарегистрировано наименьшее за два десятилетия количество грабежей. На это повлияла не только слаженная работа всех субъектов профилактики, но и граждан, активно принимающих участие в охране общественного порядка.
– Открывая проект, вы призвали школьников обратиться к семейной истории, вспомнить своих представителей поколения победителей. А сами сможете рассказать про своего деда?
– Да, он у меня фронтовик. Мой дед Иосиф Мартынович Кушнерик освобождал Европу, которая теперь «благодарно» пытается позабыть о подвиге всего советского народа... Всю войну с первого до последнего дня он провел за баранкой автомобиля. Однако труд фронтового шофера далеко не так прост, как кажется. Неспроста в автомобиле всегда при нем был автомат ППШ, а в кобуре на поясе – пистолет.
Не раз легковушка с офицерами мчалась на передовую, где можно было запросто наскочить на противотанковую мину или попасть под обстрел. Но, как говорится, Бог миловал. Демобилизовался дед только в 1946 году. Родная Старобинщина встретила его пепелищами, какие уж тут автомобили... Товарищи пригласили его в Пинск, там начинал с того, что возил лес для новостроек.
Обеих моих бабушек фашисты насильно вывезли с родной пинской земли на принудительные работы в Германию. Положение белорусок мало чем отличалось от рабского: они вынуждены были вкалывать на бюргеров, жить впроголодь. Поэтому, когда настал час свободы, они, не задумываясь, приложили все усилия, чтобы поскорее вернуться с чужбины на Родину.
Никто не в силах сегодня перечеркнуть нашу память. Мы можем и должны гордиться нашими дедами и прадедами, тем, что они защищали нашу страну и спасли мир от коричневой чумы.
Беседовал Виталий ГЕРЦЕВ