Что делать, если тот, кто должен создавать нам комфорт, отравляет радость жизни Статья «Обыкновенная грубость» была опубликована в нашей газете 12 марта нынешнего года. Поводом для ее публикации стало письмо читательницы, столкнувшейся с грубостью водителя, совершающего перевозки пассажиров в Польшу за покупками.
Посоветуемся со специалистом
Редакция направила статью «Обыкновенная грубость» ведущему юрисконсульту Барановичского городского общества защиты прав потребителей Александру Савчуку с просьбой прокомментировать описанный в ней случай с точки зрения защиты прав потребителей. И подсказать: как поступать людям, попавшим в подобную ситуацию?
Оказывается, следует из ответа Александра Николаевича, на страже прав потребителей, пользующихся международными автомобильными перевозками, имеется очень даже много правовых актов. Основные – Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» («Закон № 278-З») и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 (ред. от 18.10.2012) «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» («Правила № 972»).
Правовыми актами всё предусмотрено
Согласно пункту 222 Правил № 972, автомобильные перевозчики, кроме прочего, обязаны быть вежливыми, доброжелательными и тактичными при обслуживании пассажиров. Они должны обеспечивать безопасную, своевременную и качественную перевозку пассажиров и их багажа, ручной клади. У них должна быть Книга замечаний и предложений, а записанные в нее обращения должны анализироваться.
Согласно пункту 219 Правил № 972, автомобильный перевозчик обязан:
– обеспечивать общедоступность информации об автомобильных перевозках пассажиров и условиях их выполнения, о тарифах на перевозки, а при международных перевозках – о необходимых документах и других требованиях;
– возмещать пассажирам причиненные жизни, здоровью вред или ущерб имуществу вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств и обязанностей, вытекающих из договоров и законодательства;
– рассматривать обращения пассажиров по вопросам качества транспортного обслуживания и принимать соответствующие меры по совершенствованию обслуживания.
На основании пункта 224 Правил № 972 ответственность за организацию работы по обеспечению автомобильных перевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся автомобильными перевозчиками.
Автомобильный перевозчик несет ответственность, как за свои действия, так и за действия третьих лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств по перевозке пассажиров.
Международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом являются лицензируемым видом деятельности. Лицензию выдаёт Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Контроль за соблюдением законодательства об автомобильных перевозках пассажиров и их багажа осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций (в частности, Транспортной инспекцией Министерства), местными исполнительными и распорядительными органами и другими государственными органами в пределах их компетенции. Они же принимают меры в случаях выявления нарушений лицензионных требований выполнения автомобильных перевозок пассажиров.
Придется обратиться в суд
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в ситуации, описанной в статье «Обыкновенная грубость», при условии доказанности упомянутых нарушений правил автоперевозки предоставляет потребителю право на соразмерное уменьшение установленной цены оказанной услуги, а также на возмещение морального вреда. Как правило, реализовать упомянутые права потребитель может только в результате обращения в суд.
Таким образом, автор письма в редакцию, недовольная качеством оказанной ей бытовой услуги по международной автоперевозке пассажиров, при наличии доказательств (в т.ч. объяснения свидетелей), подтверждающих обоснованность претензий, имеет право обратиться:
– с претензией – в Книгу замечаний и предложений автоперевозчика;
– с жалобой на неправомерные действия автоперевозчика – в лицензирующий орган, т.е. Министерство транспорта и коммуникаций;
– с жалобой на некачественно оказанную услугу со стороны автоперевозчика – в местные органы исполнительной власти (отдел торговли и услуг);
– с просьбой об оказании юридической помощи – в общественную организацию защиты прав потребителей только после официального подтверждения обращения с жалобой к автоперевозчику. По просьбе потребителя, органы местной исполнительной власти обязаны обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
Также потребители вправе самостоятельно обратиться с исковым заявлением в суд.