В железнодорожной столице Беларуси, городе Барановичи, из которого отправляются поезда в шести направлениях, республиканская общественно-культурная акция «Марафон единства» не могла обойтись без активностей, связанных с этой важной для города темой, пишет sb.by. На площадке у Ледового дворца сразу несколько предприятий, имеющих отношение к железной дороге, рассказывают и показывают жителям и гостям города о специфике профессии.
Участие в «Марафоне единства» принимает и известный не только в Беларуси, но и за ее пределами Музей истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Он был открыт 14 декабря 1984 года. В экспонатах техники застыла история железной дроги, которая наглядно рассказывает о начальном и последующем периодах технического оснащения магистрали. Экспозиция располагает коллекцией пассажирских, грузовых и спецвагонов, товарных паровозов, грузовых, пассажирских и маневровых тепловозов, путеремонтной и другой железнодорожной техники разных поколений. В 2022 году в музее была открыта экспозиция техники железнодорожных войск.
Ярош Наталья и Вероника Ваницкая-Чугаенкова
Некоторые экспонаты музея его сотрудники представили на площадке у Ледового дворца.
Вероника Ваницкая-Чугаенкова, экскурсовод музея, рассказала о некоторых из них. К примеру тех, которые касаются жизни бывшего начальника Барановичской дистанции пути Василия Григорука:
— Это человек-новатор. Он один из немногих дважды получил звание Почетного железнодорожника. Он также принял решение, что путейцы могут самостоятельно построить себе жилье. Это было новшество в то время. За 7 лет все путейцы были обеспечены жильем, которое было построено хозспособом.
На площадке у Ледового дворца представлена также форма Анатолия Ильина, почетного гражданина города Барановичи:
— Это человек-эпоха, человек-легенда. Он являлся начальником отделения Барановичского отделения железной дороги с 1970 по 1990 год. Именно при нем проходила электрификация дороги Барановичи-Столбцы. Очень много сделал для Баранович по части развития инфраструктуры — новые детские сады, железнодорожная больница и многое другое. Благодарные жители города Баранович вручили ему звание почетного гражданина, — рассказала экскурсовод.
Вероника Ваницкая-Чугаенкова отмечает, что для города Барановичи железная дорога имеет огромное значение:
— Крупным железнодорожным узлом город стал еще в начале 20 века. И сейчас продолжает выполнять очень важную роль в железнодорожном сообщении. Жители города гордятся этим. А в музее всегда много посетителей, проводятся фотосессии. Он также притягивает любителей техники, которые приезжают к нам не только из Беларуси, но и других стран.
Экскурсовод также рассказала, что самый востребованный экспонат в музее — дрезина, который специально изготовлен для музея в локомотивном депо:
— И дети, и взрослые хотят покататься на ней в конце экскурсии. Путь всего 30 метров, но он дарит много удовольствия и учит навыкам торможения, управления, работы в команде.
Определить опасность по звуку
Сотрудники Барановичской дистанции пути удивили всех посетителей площадки у Ледового дворца установленными настоящими рельсами! Специально привезли для этого и собрали 12 метров железнодорожного пути. Со специальной дефектоскопной тележкой.
— Это стандартный рельс белорусской железной дороги Р65, — рассказывает Олег Луцевич, оператор дефектоскопной тележки Барановичской дистанции пути. — На нее мы также нанесли спиртовой раствор. Это важно, поскольку на улице минусовая температура.
Денис Побегайло, монтер пути Барановичской дистанции пути, рассказал об особенностях эксплуатации тележки:
— Она используется для проверки невидимых трещин и сколов в рельсах. Трещины бывают, к примеру, вертикальные и горизонтальные, коррозия, излом рельса. Каждый дефект имеет определенный звук и свою нумерацию. Проверяется каждый сантиметр. И если рельс содержит дефект, его нужно заменить в этот же день.
Олег Луцевич дополняет коллегу:
— В нашей работе самое главное — это безопасность путей, от нее зависит безопасность участников железнодорожного движения. Для этого и придуман этот механизм. Нужна внимательность, аккуратность, нельзя спешить. Работать приходится при разных погодных условиях, иногда сложных. Но мне нравится эта работа.
На площадке у Ледового дворца также разместился стилизованный аналог первого паровоза, проследовавшего по железной дороге в 1871 году. Он был создан для Марафона единства в качестве фотозоны как один из экспонатов интерактивной выставки от Барановичского отделения Белорусской железной дороги.