Информационные технологии оккупировали всё вокруг, в том числе и наши умы. Я не ретроград и не перестаю восхищаться способностями нынешнего поколения постигать компьютерную, планшетную, смартфоновскую и прочую науку, как говорится, с младых ногтей.
Но моя сущность кричит: спасите наши души! С некоторых пор перестала читать комментарии к статьям на сайтах – ужасаюсь скудости ума, полнейшей безграмотности большинства посетителей, их неприкрытому цинизму. Больно за самую читающую нацию в мире, какой мы были еще тридцать–двадцать лет назад, а потому – за самую умную.
Без чтения нет будущего
Что же нас так изменило? Мои многочисленные собеседники, для которых книга и другие печатные издания до сих пор являются ценнейшим источником информации, приносящим истинное удовольствие и наслаждение процессом чтения, полагают, что вся причина – в массовом потоке низкопробной субкультуры, которая хлынула на наш медиарынок. Многие оказались к ней неподготовленными.
Недавно мне попалась на глаза статья английского писателя-фантаста Нила Геймана. Его главная мысль: без чтения у людей нет будущего. В ней автор рассказывает о своём посещении Нью-Йорка. Там писатель услышал разговор о строительстве частных тюрем – оказалось, в Америке это стремительно развивающаяся индустрия.
Писателя шокировало, что эта тюремная индустрия планировала свой будущий рост! Совершенно серьёзно специалисты обсуждали, сколько камер им понадобится, какое будет количество заключенных через 15 лет. Но более поразительно то, что они могли предсказать всё это очень легко, используя простейший алгоритм. Он был основан на опросах, в которых главный вопрос звучал так: какой процент 10- и 11-летних не может читать?..
Этот же вопрос у нас я бы сформулировала по-другому: какой процент подростков не хочет читать? Конечно, утверждать, что в образованном обществе нет преступности, нельзя. Это не так. Но, согласитесь, взаимосвязь между ростом нечитающей публики и усиливающимися криминальными явлениями видна уже сейчас.
Убеждена, уважаемые читатели, что вы согласитесь со мной и в другом наблюдении: грамотные люди читают. Желание читать позволяет не только узнавать новые слова, думать по-другому, постигать неизведанное, оно помогает двигаться вперед. Литература может показать иной мир, и стоит согласиться с Нилом Гейманом, она – наш лучший помощник в навигации, то есть позволяет найти среди широчайшей информации то, что нам действительно нужно.
Что нам нужно?
А что нам нынче нужно? Директор централизованной библиотечной системы города Ольга Алексеенко в ответ на мой вопрос ответила сразу: художественная литература. При этом заметила, что самая большая аудитория любителей чтения – детская аудитория, вернее, школьники, которым нужно читать книги по учебной программе (почти 47%). Еще одна внушительная группа посетителей – горожане трудоспособного возраста (более 30%). А вот самые перспективные молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет в этой статистике занимают скромные 14,5 %. И очень удивляет то, что самая нечитающая публика, судя по удельному весу в 0,8% от общего количества посетителей, это предприниматели.
– Возможно, они пользуются другими источниками информации, – говорит Ольга Алексеенко. – Хорошо, если это так. Мы, работники библиотек, убеждены, что нежелание наших подростков читать исходит от примера взрослых. В то же время я могу утверждать, что мы по-прежнему – читающая нация. Более 45 тысяч горожан посетили нашу библиотечную систему в минувшем году.
Государство тратит огромные деньги на комплектование фонда библиотек. Только в прошлом году барановичская ЦБС пополнилась литературой более чем на 940 миллионов рублей, из них почти 554 миллиона потрачено на книги и более 382 миллионов – на периодические издания на первое полугодие 2014-го. По словам Ольги Юрьевны, библиотекари очень гордятся тем разнообразием периодики, которая представлена и на сайте ЦБС. Сейчас библиотечный фонд настолько обширен и многообразен, что отпала нужда даже в так называемом коммерческом фонде. Самую редкую книгу можно взять абсолютно свободно и бесплатно.
Тот факт, что детская литература пользуется наибольшим спросом у горожан, подтвердила и директор магазина «Книги» Светлана Риферт. Работники торговли отмечают, что еще одна наиболее читающая категория покупателей – женщины. Они отдают предпочтение как женским романам, так и классике. Молодые люди книги стали приобретать реже, а покупают в основном фантастику.
Время – деньги, но не книги?
Сами они объясняют это просто: время нынче требует мобильности, краткости, его просто жаль тратить на многостраничные книги. «Почему же не жаль просиживать его в барах и клубах за стопками горячительных напитков?» – спрашиваю 23-летнего инженера Виктора, своего соседа. «А чем еще заниматься?»
В этом вопросе-ответе, он, увы, не одинок. «А что ты в последний раз читал?», – пытаюсь разговорить собеседника. «Я своё уже отчитал, мне хватило в институте». «Но в институте специальная, научная литература, а художественная?» «Некогда художественную читать», – как говорят, с чего начали, к тому и пришли. «Так, может, газеты, журналы предпочитаешь книгам?» «Зачем? Всё можно из интернета взять».
И это – типичное мнение абсолютного большинства нового поколения. Причем не только молодых людей в возрасте до 30-ти, но и старше. Я понаблюдала, что спрашивают в газетном киоске «Брестоблсоюзпечати». Десять человек – десять покупок: крем для рук, зубная паста, ручки, газета «Комсомольская правда», любая газета с программой ТВ, салфетки, газета с рекламой о трудоустройстве, газета «Наш край» (как лицо заинтересованное, испытала радость), журнал «Цветок».
Посмотрите, изначальное предназначение киосков «Союзпечати» давно ушло в прошлое: здесь торгуют не столько газетами и журналами (нынче они приносят предприятию 48% доходов), сколько всякой всячиной. На более чем 500 наименований газет и журналов приходится более 600 наименований другого товара.
В Барановичском районном отделении «Брестоблсоюзпечати» подтверждают, что реализация периодики упала. Киоскеры – народ наблюдательный, рассказывают, что зачастую многие покупают газеты из-за рекламы: кто-то хочет снять квартиру, кто-то – купить жильё, а кто-то – найти работу. Так и спрашивают: «Дайте газету с объявлениями «требуются на работу». Среди лидеров газетного чтива – «Комсомолка», а вот «Аргументы и факты», которые были самым читаемым изданием Советского Союза, позицию уступили.
– Все магазины сейчас торгуют прессой, – и в этой конкуренции начальник отделения «Брестоблсоюзпечать» Валентина Луговая видит причину снижения реализации газет и журналов. – Причем торгуют самыми развлекательными, коммерческими изданиями.
Давно обратила внимание, как вроде бы незаметно в городе газетные киоски, реализующие государственные издания, отодвигаются на задний план. Реконструировали автобусную остановку у швейной фабрики – и на самой остановке оставили только коммерческие киоски. Для «Союзпечати» места не нашлось – его поставили далеко сзади. И, как результат, резко упали объемы продаж, в том числе и газет, журналов. Сама несколько раз пыталась купить там прессу, но убегала ни с чем, увидев подошедший автобус. «Вот так и остальные пассажиры», – жалуется киоскер.
Сзади коммерческих ларьков оказался киоск «Союзпечати» на остановке «Вторые Третьяки». У Дома торговли «Радуга» его и вовсе убрали. И что уж совсем непонятно, так это ситуация с киоском на самом многолюдном месте – на вокзале Барановичи-Полесские. Перед реконструкцией центральной части здания вокзала киоск вынесли на привокзальную площадь. После окончания процесса места внутри для «Союзпечати» не нашлось. Более того, теперь ему нет места и на привокзальной площади – он стоит за коммерческим павильоном «Светлана». Вроде и есть, а вроде и нет…
Да, в сравнении с советскими временами количество газетных киосков в городе выросло: сейчас их 22. Еще два отделения «Брестоблсоюзпечать» открыло в учебном корпусе БарГУ и городской больнице № 2 – это очень удобно, сама там долго лечилась и регулярно покупала прессу. А какие удобные для покупателя современные открытые киоски, или павильоны, как их называют в «Брестоблсоюзпечати». Не надо специально отрывать киоскера, задавая ему ненужные вопросы, все можно просмотреть самому, пролистать и решить, брать или нет. В городе установлено шесть таких торговых объектов. И все киоски, в отличие от некоторых коммерческих ларьков, обновлены, содержатся в идеальном состоянии.
Самый доходный, поэтому и самый популярный – павильон на улице Сержанта напротив Алексеевского рынка. Тут и прессы продается более чем на миллиард рублей в месяц. К слову, несмотря на все негативные моменты, у барановичского отделения и самый высокий товарооборот периодики на одну торговую точку, и в целом самый высокий показатель в области.
Почта – для газет
А вот «Белпочта» возвращается к своему предназначению – заниматься подпиской и реализацией газет и журналов. Отделения связи пустеют: с полок исчезают не характерные для этой организации товары. Почта должна быть почтой – таково требование нынешнего дня.
Среди подписчиков газет и журналов самые читающие люди – пенсионеры. Это говорят и почтальоны, и работники отделений связи. Я им верю. Из моей родной деревни Кутневичи на Пружанщине, например, многие пожилые сельчане на зиму уезжают к детям в город. Когда весной возвращаются домой, обратила внимание, обязательно выписывают «Советскую Белоруссию», районную газету. Говорят, без них скучно.
Подписка на периодику после доставки пенсии является самой доходной услугой нашего районного узла почтовой связи. Хотя старший инструктор по подписке Елена Кармаш замечает, что с каждой кампанией тиражи изданий падают. Гораздо меньше стали выписывать еще не так давно популярные и массовые «Аргументы и факты», «Комсомольскую правду». Идет снижение интереса к республиканским газетам. В то же время хорошо подписывают детские издания: журналы «Незнайка», «Умняша», «Тридевятое царство», «Мамино солнышко». Самым популярным журналом у жителей региона стал новый белорусский журнал «Кудесница».
Среди газет, как и все минувшие годы, лидирует, что особенно приятно, моя родная газета «Наш край». Её удельный вес в общем объеме тиражей составляет почти 18 процентов! Хороший показатель. На второй позиции «Советская Белоруссия» (5 %).
Елена Кармаш утверждает, что общие тиражи на периодику в барановичском регионе сравнимы с Пинском. Но Барановичи и район – более населенные, выходит, Полесью мы уступаем.
Кстати, интерес к «Нашему краю» есть и у жителей полесского края. На Пинщине, правда, нашу газету не выписывают, а в Дрогичине, Столине – да, получают. Через цех экспедирования печати (ЦЭП) «Белпочты», который находится в Минске, «Наш край» идёт также подписчикам в город Минск и Минский район, Брест и Могилев, Ивацевичи и Ляховичи, Несвиж и Пружаны. К сожалению, наши читатели в других регионах получают газету на день-два позже, чем мы. Это из-за того, что изменилась система доставки, она стала централизованной. Сортировщик цеха экспедирования печати Татьяна Красник, с которой мы общались, пообещала, что работники сделают всё, чтобы «Наш край» доставлялся подписчикам в другие регионы как можно быстрее, оперативнее. За что коллективу ЦЭПа большое спасибо!
Несомненно, я заинтересована в том, чтобы люди читали газету «Наш край». Но разве это не удовольствие, не наслаждение – получить свежую информацию о жизни края, узнать об интересных людях, любопытных фактах, поспорить, высказать свою точку зрения на ту или иную проблему?! «Наш край» готов вас слушать, уважаемые читатели!