На базе Барановичского технологического колледжа Белкоопсоюза состоялся онлайн-семинар на тему «Наставничество в системе профессионального образования как процесс обучения и передачи опыта».
Семинар был организован Республиканским институтом профессионального образования с четко обозначенной и стратегически важной целью – развитие и укрепление института наставничества как ключевого механизма передачи практико-ориентированных знаний, адаптации молодых специалистов и формирования устойчивого профессионального сообщества.
С приветственным словом выступила Наталья Голубовская, начальник центра научно-методического обеспечения профессионального образования РИПО, которая подчеркнула важность интеграции наставничества в образовательный процесс, обозначила перспективные направления, перечислила цели наставничества, провела обзор существующей в республике нормативно-правовой базы в изучаемых на семинаре направлениях.
– Наставничество сегодня — это не просто передача опыта, это важнейший инструмент формирования у молодых педагогов, учащихся профессиональных и личностных компетенций. Без него – выгорание, одиночество, уход из профессии. А с ним — рост, устойчивость и желание развиваться, – отметила Наталья Голубовская
В рамках семинара прошли выступления директора Барановичского технологического колледжа Елены Мостовской, заместителя директора по учебной работе Елены Хамитовой, преподавателя Барановичского государственного колледжа технологии и дизайна, представителей учреждений образования Витебска, Могилева, Пинска, Гродно и Молодечно.
Участники рассмотрели такие вопросы, как: наставничество как способ интеграции молодых педагогов в профессиональное сообщество; эффективные модели и формы наставничества; наставничество в формате «учащийся-учащийся»; персонализированное образование; внедрение ИИ-инструментов в систему наставничества.
В своих презентациях неравнодушные руководители и специалисты делились не только практическими наработками, но и глубоким осознанием значения наставничества как одного из важнейших инструментов в образовательной системе. Они подчёркивали, что наставничество в формате «педагог-учащийся» играет ключевую роль в развитии практических навыков, индивидуальных особенностей учащихся, способствует их успешной адаптации к новым условиям, формированию профессиональной мотивации и уверенности в себе. Особенно ярко была обозначена его значимость для первокурсников – тех, кто только вступает в образовательную среду и нуждается в поддержке, ориентире и участии.
Наставничество в формате «педагог–педагог» помогает выстроить доверительную коммуникацию, снять психологическое напряжение, обеспечить плавную интеграцию в коллектив и сформировать устойчивую установку на развитие и самореализацию.
Светлана Снигирёва, преподаватель Барановичского колледжа технологии и дизайна поделилась успешным опытом наставничества, реализуемым через проектное обучение, что способствует воспитанию талантливых модельеров – победителей конкурсов, создающих авторские коллекции одежды.
Особый интерес вызвал опыт Пинского колледжа Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина в плане внедрения ИИ-инструментов в систему наставничества.
Елена Мостовская, директор Барановичского технологического колледжа отметила:
– Молодой педагог приходит в коллектив с теоретическими знаниями, но сталкивается с множеством практических вызовов. Наставник — это тот, кто помогает почувствовать себя частью команды, понять «коды» профессии, которые не прописаны ни в одном документе. Мы в колледже рассматриваем наставничество не как обязанность, а как возможность – для обеих сторон. Это стратегическая инвестиция в развитие нашего образовательного пространства.
– Наставничество – мост между поколениями, культурами и подходами. Оно помогает начинающему педагогу и учащемуся перейти от роли новичка к позиции равноправного профессионала. Через доверие, живой диалог и совместную деятельность выстраиваются прочные связи, которые невозможно заменить инструкциями или планами адаптации. Там, где есть настоящий наставник, появляется уверенность, желание развиваться и оставаться в профессии надолго, – отметила Елена Хамитова, заместитель директора по учебной работе технологического колледжа.
Участники семинара вывели формулу эффективного наставничества по разным направлениям «Открытый диалог. Партнёрство. Уважение. И желание быть рядом – не чтобы контролировать, а чтобы поддерживать. Наставник — не надзиратель и не гуру. Это человек, к которому хочется прийти, кто выполняет свою главную функцию – соединять, направлять, вдохновлять».
Организация семинара стала важным шагом к выстраиванию платформы для обмена опытом между учреждениями образования по всей стране. Это мероприятие продемонстрировав что наставничество — это не формальность, а один из самых действенных ресурсов для формирования профессиональной устойчивости и роста.