Возможно, именно этим ребятам предстоит стать авторами прорывных идей в науке, инноваций, которых так ждет от белорусских ученых Президент нашей страны. В этом году трое старшеклассников прославили родные Барановичи на XVIII республиканской научно-практической конференции.
«Наш край» узнал, чему посвящают юные ученые свои исследования.
Эльдар, Милана, Доменика, или Научный портрет нового поколения
Если бы в распоряжении жюри был гран-при научно-практической конференции, признались строгие судьи, они отдали бы высший приз Александре Липадатовой. Хотя диплом I степени – тоже весьма достойная награда, заслужить которую может далеко не каждый.
«Кто он, мой современник? Какой он?» – такими вопросами задалась девушка. Александра сегодня учится в лицее № 1, а на тот момент была ученицей средней школы № 20, где вместе с учителем географии Светланой Валовой и попыталась составить демографический портрет своих ровесников. Анкеты, подготовленные Сашей, в чем-то напоминали те, что заполняются во время переписи населения, и включали 16 вопросов. Такие как: место вашего рождения? Есть ли у вас дома компьютер? Сколько времени вы тратите на дорогу в школу? В результате Александра Липадатова выяс-
нила, что по численности в школе преобладают мальчики, средний возраст учеников – 11 лет, у 93 процентов дома есть доступ к Интернету, у 97% – компьютер, большинство ребят живет в Восточном микрорайоне и тратит на дорогу в учебное заведение от 5 до 20 минут. Интересно было узнать, что, оказывается, у большинства учеников 20-й школы есть брат или сестра – только 29% ответили, что они – «единственный ребенок в семье». У 56 процентов респондентов в семье двое детей, еще у 15% – трое и больше. Так что «мода на детей», как пелось в одной песенке, возвращается.
Выяснила Александра, и какими необычными именами теперь называют мамы и папы своих ребят: Гордей, Матвей, Милана, Богдан, Игнат, Доменика, Евдокия, Григория, Эльдар, Тихон. Возвращаются к нам «забытые» имена: Федор, Варвара.
Считает ли перспективным новое поколение занятие наукой? А это спросил уже журналист.
– Да, я считаю профессию ученого перспективной, потому что наука – развитие и себя, и людей. Она всегда будет нужна: мир не стоит на месте, постоянно развивается, – ответила Александра. – Мне занятие исследовательской работой нравится потому, что это дело творческое и в то же время точное.
Новая звезда Дельфина
Выпускники нынешнего года гимназии № 1 Антон Шестак и Алексей Максимчик, наблюдая за звездами, образно говоря, зажгли свою звезду. Исследование «Наблюдение вспышки Новой–2013 в созвездии Дельфин», которое провели Антон и Алексей, в республике заслужило диплом II степени. Результаты работы юных барановичских ученых не оставили без внимания даже в далекой Америке.
Учитель физики и астрономии София Полуянова не только смогла увлечь ребят красотой звездного неба. На занятиях начинающие исследователи приобрели достаточный опыт работы со снимками специальных all-sky камер и отследили изменение блеска звезды Новая Дельфина. Взгляды астрономов со всего мира были прикованы к этой звезде. Координатор ее изучения – Американская ассоциация наблюдателей переменных звёзд (AAVSO). Было сделано 535 измерений блеска Новой–2013 в Чили, в Авст-
ралии и на Кавказе. Погрешность измерений наших гимназистов оказалась не большей, чем у коллектива из приблизительно четырех сотен наблюдателей с разнообразным астрономическим оборудованием.
– В декабре вспыхнула еще одна новая звезда, даже более яркая, в созвездии Центавра. Это созвездие в наших широтах не видно, но благодаря методу изучения по снимкам all-sky камер, которым владеют ребята, они смогли изучить блеск и этой звезды, – рассказывает заместитель директора гимназии Светлана Лимошкина. – На республиканской конференции материал подавался в сравнении: Новая Дельфина и Новая Центавра, за что работу высоко оценило жюри.
Научный консультант юных ученых из республиканского центра технического творчества направил результаты исследований Антона Шестака и Алексея Максимчика в AAVSO. Ребята – волонтеры в изучении новых звезд – получили благодарность от Американской ассоциации наблюдателей.
Как стать полиглотом?..
…И чем способно помочь нам в изучении иностранных языков знание латыни, выясняла ученица лицея № 1 Елена Тарасюк.
На республиканской научно-практической конференции она получила диплом III степени.
– Цель, которую мы ставили перед собой – найти английские и испанские однокоренные слова латинского происхождения, провести их сравнительный анализ и сделать выводы. Интрига заключалась в том, что в начале нашего исследования результат был непредсказуем. Более-менее четкие его очертания стали видны незадолго до городской научно-практической конференции, – рассказывает учитель лицея № 1 Инна Бондарь, научный руководитель Елены.
На исследование Елена и Инна Анатольевна потратили более семи месяцев. Самым трудным было составить англо-испанско-русский словарь глаголов. В работе со словами испанского языка ученице помогла учитель лицея Наталья Дубовик.
И Елена, и ее научный руководитель убеждены в практической ценности научно-исследовательской работы. Ведь, по их мнению, с помощью составленного словаря можно быстрее овладеть испанским и английским языками.
– Есть ли во французском и итальянском языках однокоренные слова латинского происхождения? Насколько они схожи по смыслу, звучанию и правописанию с английскими и испанскими аналогичными словами? Итак, остается только работать и выяснить это, – говорит Инна Бондарь. – Предлагаем ввести в моду латинский и стать полиглотами.