…Лето 1944 года. Танк Т-34 после ремонта возвращался со сборного пункта аварийных машин. Командир экипажа лейтенант Заславский торопился – стремился быстрее возвратиться в свою часть, которая вела ожесточенные бои в районе Мелитополя на реке Молочной.
При подъезде к деревне Озерки, расположенной на высоте 187,7, в машину попал вражеский снаряд, выпущенный из противотанковой пушки. Танк Заславского резко развернуло, и он оказался за сараем, вне видимости немцев. Экипаж его быстро выбрался наружу и отбежал в сторону, боясь, что машина загорится. Но огня не было. Лейтенант осмотрел танк – разбито ведущее колесо и порвана гусеница.
– Так как командир взвода выбыл, я руковожу обороной на этом участке высоты, – сказал подошедший сержант пехоты. – Что тут у вас, танкисты, за проблема?
– А я – командир экипажа лейтенант Заславский. Машина наша повреждена, двигаться дальше не можем.
– Тогда прошу вас, как офицера, возглавить оборону на нашем участке. У меня всего осталось 14 человек. Из оружия у нас только автоматы, противотанковое ружье и один пулемет.
Оценив обстановку, Михаил Заславский, имевший уже боевой опыт, принял предложение сержанта. Он приказал снять с танка оба ручных пулемета, установил их на флангах – за одним сел радист, за другим – заряжающий. Механик-водитель по приказу командира завел машину и осторожно, на одной гусенице поставил танк так, что появился сектор стрельбы из пушки. Через прицел Михаил тщательно осмотрел оборону противника. Заметил противотанковую пушку и недалеко от нее тягач. «Это, возможно, она стреляла в нас», – подумал он. Зарядил орудие, прицелился, выстрелил. Ни пушки, ни тягача не стало. Был час дня.
– До вечера, – рассказывал мне Михаил Семенович, – противник нас не беспокоил, а в шесть часов пошел в атаку. Мы его встретили шквальным огнем. Бой шел минут тридцать. Атаку мы отбили и при этом не потеряли ни одного человека. Переночевали сравнительно спокойно. Утром фашисты снова пошли в атаку, и снова потерпели неудачу. Неожиданно появился подполковник: «Молодцы, танкисты! Здорово нам помогли! Я – начальник штаба полка, который обороняет эту высоту. Продержитесь, братцы, до обеда. Придет подкрепление – отремонтируем ваш танк, и вы вернетесь в свою часть».
Они продержались, отбив еще несколько атак противника. К обеду пришло значительное подкрепление. Начальник штаба пехотного полка переписал фамилии членов танкового экипажа, дал команду отремонтировать машину, и вскоре она тронулась в путь. Примерно через полгода Михаилу Заславскому и всем членам его экипажа за эти бои были вручены медали «За отвагу».
– Эта награда для меня самая дорогая, – вспоминал позже Михаил Семенович.
Он родился в местечке Теплик Винницкой области в январе 1922 года. Война застала Михаила в Сталинградском авиационном училище, где он учился на первом курсе. В конце 1941-го часть курсантов первого и второго курсов, в том числе Заславского, направили в Харьковское танковое училище для срочной переподготовки.
Училище дислоцировалось тогда в Кургане. В июне 1942 года всем обучаемым здесь присвоили воинское звание «младший лейтенант» и направили в Челябинск для получения техники. А через месяц Заславский уже нюхал боевой порох в отдельном танковом полку прорыва. Провоевал здесь полгода. За это время полк дважды из-за больших потерь переформировался. Но судьба Михаила Семеновича хранила.
Весной 1943-го его направили в 11-й танковый корпус, который формировался под Москвой. В составе этого корпуса Заславский и прошел с боями до Берлина в должностях командира танка, взвода, танковой роты.
У него был свой счет к фашистам, ведь во время оккупации на Украине гитлеровцы расстреляли всех родных Михаила.
После войны, в 1954-м, бывший фронтовик успешно окончил в Москве Академию бронетанковых и механизированных войск. С 1960 года служил в Барановичах, в нашем 236-м танковом полку. Спустя четыре года инженер полка Михаил Заславский уволился в запас, трудоустроился на автоагрегатном заводе.
В наградном активе полковника Михаила Заславского три ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», многие другие. Сердце отважного воина перестало биться в июне 2006 года. Но мы, ветераны части, свято храним память об этом замечательном человеке.