Наверх

На страже магистралей

08.06.2012 562 Наш край

О деятельности транспортной прокуратуры люди знают немного. Если к их коллегам из городской и районной прокуратуры жители нашего региона идут на прием, жалуются на несправедливость закона, то к сотрудникам транспортной обращаются значительно реже. 

Накануне юбилейной даты – 90-летия со дня образования органов прокуратуры в Республике Беларусь – Барановичский транспортный прокурор Геннадий Михайлович Кулак в беседе с журналистом «Нашего края» рассказал о том, чем занимается их ведомство. В зоне обслуживания транспортной прокуратуры территория весьма внушительная – 577 километров основного пути железной дороги, которые пролегают в 17-ти районах Беларуси и четырех областях: Брестской, Гродненской, Минской и Гомельской. Кроме того, за нашей прокуратурой закреплен участок газопровода «Белтрансгаза», речной порт в Микашевичах, воздушный транспорт.

– Наша основная задача – осуществлять надзор за исполнением законодательства в деятельности всех предприятий, тем или иным образом касающихся транспортных артерий во всех сферах их деятельности, – говорит Геннадий Кулак. – В основном это структурные подразделения железной дороги – локомотивные депо, дистанции пути, вокзалы, другие предприятия. Сотрудники прокуратуры следят за соблюдением трудового законодательства, эксплуатацией транспортных средств, отвечают за безопасное функционирование этих предприятий для окружающей среды и человека.

Следует отметить, что большинство предприятий относятся к источникам повышенной опасности. И за все чрезвычайные ситуации, случившиеся в зоне их деятельности, они несут ответственность независимо от степени вины. Попал человек под железнодорожный состав – виновата железная дорога. Иск-лючение составляют случаи, когда причиной чрезвычайной ситуации стал умысел потерпевшего, к примеру, кто-то таким способом решил свести счеты с жизнью.

– Если предприятие создано и существует, то оно должно обеспечить безопасность своего функционирования для людей и окружающей среды, – подчеркивает Геннадий Михайлович. – Закон в этом суров, но справедлив.

Говорят, что многие законы написаны кровью. И не будет преувеличением сказать, что в полной мере это высказывание относится к железной дороге. Увы, сообщения о случаях гибели людей на стальной магистрали в последнее время появляются в печати довольно часто. Уже в этом году только в зоне деятельности Барановичской транспортной прокуратуры погибли четыре человека. Попадает под составы скот, недосмотренный людьми, разбиваются автомобили, владельцы которых хотели проскочить вблизи поезда.

– Каждый такой факт тщательно анализируется, проводится всесторонняя проверка, – рассказывает Геннадий Михайлович. – Совместно с милицией мы стараемся проводить профилактическую работу, чтобы не допустить подобных случаев впредь. Однако проходит время, и люди вновь гибнут на железнодорожных путях. Увы, учиться на чужих ошибках у нас не спешат…

Ещё одно ответственное направление работы прокуратуры, проводимое совместно с транспортной милицией – обеспечение безопасности пассажиров от преступных посягательств со стороны криминальных личностей во время поездок железнодорожным транспортом. Прокуратура и милиция без устали напоминают людям, чтобы не забывали следить за своим багажом, не доверяли незнакомцам, не оставляли ценные вещи на виду. Организовано и сопровождение составов милицией, и дежурство нарядов на вокзалах. Однако то и дело появляются очередные сообщения о кражах.

– В последнее время все чаще у пассажиров воруют мобильные телефоны, – рассказывает Геннадий Михайлович. – Сначала преступник просит телефон, чтобы позвонить, а после звонка – возвращает аппарат владельцу. Затем повторяет эту процедуру несколько раз, пока владелец не потеряет бдительность. И, в очередной раз попросив мобильник, просто выходит с ним на нужной станции из поезда. Раскрыть такие преступления тяжело, а преступникам помогает безалаберность пассажиров.

– И все же нам удалось добиться устойчивого снижения преступности, – говорит Геннадий Кулак. – За последние 10 лет число нарушений закона снизилось в два раза – с 229 до 119 преступлений. В последнее время нет особо тяжких преступлений, в том числе убийств.

Сотрудники прокуратуры осуществляют надзор за перевозкой ядохимикатов, взрывчатых веществ. Их задача – сделать такую перевозку безопасной для людей. Поэтому на железной дороге организованы резервные пути отстоя составов с опасными грузами, держать в городе вагоны со взрывчаткой нельзя, да и рядом с пассажирскими вагонами такой груз не оставишь.

Среди задач транспортной прокуратуры – предотвращение хищения перевозимых железной дорогой грузов. Несколько лет назад удалось раскрыть серьезное преступление. Сотрудники Лунинецкого отделения железной дороги отогнали в тупик цистерну с дизельным топливом и слили из нее около 25 тонн топлива. Затем вагон опломбировали и отправили в Украину, откуда цистерна должна была уйти в Венгрию. Недостачу топлива обнаружили, виновных нашли. В ходе расследования этого дела работники железной дороги признались, что проделывали такую «аферу» не один раз. Правда, вменить в вину эти эпизоды не удалось: никто из получателей груза так и не заметил, что дизельное топливо до них довезли не всё…

– У нас совсем небольшой коллектив – пять человек, – говорит Геннадий Михайлович. – А объем работы велик: ведь наш железнодорожный узел – самый крупный в Беларуси по разветвленности направлений. И нам удается справиться с поставленными задачами, что говорит о профессионализме сотрудников, слаженности действий прокуратуры и милиции. Так что юбилейную дату наш коллектив встречает с хорошим настроением.



  • Мы в социальных сетях: