Начальник районной инспекции Гостехнадзора Николай МИКУЛА ежегодно проводит технические осмотры в сельхозорганизациях. Казалось бы, его ничем нельзя удивить. Но тракторопоезд птицефабрики «Дружба» впечатлил. О том, что это такое, и о воплощении других рационализаторских идей в жизнь, мы побеседовали с Николаем Николаевичем.
– Что же это такое – тракторопоезд?
– Это трактор с двумя прицепами.
– Расскажите о нем по-дробнее.
– Используется он для перевозки опилок, которые нужны птицефабрике «Дружба» для производственных нужд – до 40 тонн ежедневно, чтоб подстилать в птичниках. Их доставляют с деревообрабатывающих предприятий Ивацевичского и Слонимского районов (барановичские предприятия не могут обеспечить таким количеством опилок). Раньше на перевозке данного груза было задействовано восемь тракторов (каждый с одним прицепом) и погрузчик «Амкодор». Но главный инженер «Дружбы» Валерий Гундар, начальник автотракторного парка Сергей Осташко и инженер по эксплуатации Владимир Урбанович внесли предложение укомплектовать каждый трактор двумя прицепами, составить своеобразные тракторопоезда. Что и осуществили на практике.
– Для чего это было сделано?
– Выгод получено немало. Для перевозки опилок теперь задействовано четыре вместо восьми тракторов (остальные заняты на выполнении других работ), экономится дизельное топливо (не менее чем на 120 миллионов рублей в месяц), эффективно используется мощность каждого трактора путем увеличения тоннажа перевозимого груза (тоннаж возрос в два раза), повысилась зарплата механизаторов.
– И какова длина тракторопоезда?
– Около 14 метров. Но не думайте, что это просто – подсоединить два прицепа. Было закуплено дополнительно тормозное оборудование, чтобы обеспечить тормозами все оси каждого прицепа для безопасности движения, на-дежности тракторопоезда, исключения заносов и юзов.
Параллельно высвободили погрузчик «Амкодор», навесив на один из тракторопоездов соответствующее оборудование, с помощью которого грузятся опилки во все прицепы. Теперь не надо попутно с тракторами гонять «Амкодор».
– Для перевозки каких еще грузов годятся подобные тракторные поезда?
– Минеральных и органических удобрений, кормов.
– Помнится, Николай Николаевич, в районе лет десять назад было что-то похожее…
– В райагросервисе при непосредственном участии инженерной службы райсельхозпрода когда-то попробовали использовать два прицепа с независимым приводом к энергонасыщенному трактору Т-150 украинского производства для вывозки органики и минеральных удобрений. Однако имевшиеся в районе трактора Т-150 со временем ушли в небытие – сроки их службы истекли, и дело заглохло.
– Но опилки в «Дружбе» ведь не возят энергонасыщенными тракторами?
– Используют более легкие «Беларусы-952». Для транспортировки же органических удобрений можно задействовать отечественные энергонасыщенные «Беларусы-3022».
– Рационализаторская мысль в районе всегда пульсировала. Удачным воплощением в жизнь стало использование комбайновых колес на тракторах. Наш район оказался первопроходцем, решившись на данный эксперимент.
– Да, это отдельная любопытная история. Лет пять назад мы решили попробовать при ранневесенних работах для улучшения проходимости тракторов по полю, уменьшения пробуксовки поставить на задний мост вместо спарки тракторных колес комбайновые со списанных «Донов-1500».
– И сэкономили на покупке дополнительных тракторных колес для спарки?
– Совершенно верно. Экономия, кстати, составила 350 миллионов рублей. На трактор вместо четырех родных задних колес ставились два широких комбайновых. Начинали это дело в экспериментальной базе «Вольно» под руководством тогдашнего главного инженера Николая Щербы. В «Вольно», где оборудовали подобным образом три трактора «Беларус-1221», мы провели районный семинар, чтоб другие тоже поучились. Туда же потом приезжали за опытом специалисты из пяти районов области.
У себя в районе мы поставили задачу иметь в каждом хозяйстве по два-три трактора с комбайновыми колесами. И выполнили ее.
– Насколько сложно это было сделать?
– Понадобилось переломить психологию механизаторов. Люди не чувствовали выгоды и не хотели заниматься перестановкой колес. Надо было расточить отверстия в комбайновых дисках, приспособив их под шпильки тракторов. Мы решили, что расточкой профессионально займутся в райагросервисе. Механизаторы хозяйств находили отговорки, сетовали на то, что комбайновые колеса создают дискомфорт, при езде нарушается привычная амортизация, трясет.
– А где столько комбайновых колес взяли? Неужели так много списанных «Донов-1500» в районе нашлось?
– Нет, конечно. Но «Доны» были в металлоломе в соседних районах – Несвижском, Слонимском, Ивацевичском. Мы собирали колеса там.
Трактора с комбайновыми колесами использовались рано весной на полях с еще влажной почвой, чтоб избежать пробуксовки. Экономилось топливо, потому что «Беларусы» не буксовали, и время, потому что на неделю-другую можно было раньше выйти в поле.
Эксперимент оправдал себя. Новинка прижилась. Сейчас при проведении весенних полевых работ в районе используется 35 тракторов с комбайновыми колесами. Механизаторы довольны, их всё устраивает, и колеса «Донов» они уже не хотят снимать со стальных коней. Тем более, что обнаружилось еще одно преимущество перестановки.
– Какое?
– У трактора, который максимально занят на полевых работах, родное колесо изнашивается за год, а комбайновое – будет служить в несколько раз дольше. Ведь оно рассчитано на нагрузку комбайна.
Мало того, в некоторых наших хозяйствах колеса «Донов» переставляют на отечественные зерноуборочные комбайны КЗС-10, чтоб приподнять остов комбайна. За счет большего диаметра шин изменяется угол наклона решет, что позволяет сократить потери зерна при уборке, особенно на склонах.
– Николай Николаевич, насколько безопасны и допустимы подобные пере-оборудования техники?
– Без консультаций мы ничего не делаем. Например, по поводу установки комбайновых колес я разговаривал с одним из инженеров-конструкторов Минского тракторного завода. Он сказал, что отступления от заводских параметров допустимы, но в определенных пределах. Мы соблюдаем рекомендации.
– Много ли в районе восприимчивых к рационализаторству инженерных кадров?
– Немало. Не могу не назвать, например, Александра Нестеровича из сельхозкооператива «Бересни». Он работает главным инженером хозяйства, имея высшее агрономическое образование, – бывает и так. Но до института учился в техникуме на механика. Это разносторонний специалист с большим опытом, старанием, навыками, один из лучших в районе. В прошлом году машинный двор «Берес-
ней» занял третье место в смотре машинных дворов области, за что сельхозкооператив получил в подарок трактор. А кабинет охраны труда три года назад был признан лучшим в республике.
С рационализацией на «ты» заместитель председателя сельхозкооператива «Крошин» по механизации Дмитрий Рачевский, главный инженер агрокомбината «Мир» Виктор Лукашеня, заведующий мастерскими «Барано-вичхлебопродукта» Анатолий Дерман. Ведущий инженер филиала «Приозерный» птицефабрики «Дружба» Сергей Луцко внес до десятка рационализаторских предложений, чтоб усовершенствовать работу комбайна КЗС-7. Экипаж этого комбайна потом занял первое место на жатве в соревновании молодежных экипажей области.
– Остается пожелать инженерным кадрам района дальнейших успехов на пути претворения рационализаторских задумок в жизнь.