19 октября впервые после заполнения Мышанки водой состоялось зарыбление озера.
Несмотря на непогоду, мы с фотографом газеты и редакционным водителем не прятались от осенней измороси в машине, а внимательно следили за проезжающими по Слонимскому шоссе автомобилями в ожидании одного. Вернее, двух машин. Навстречу гостю из Дрогичина выехал егерь Барановичской районной организационной структуры Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР) Иван Тарасевич.
И вот долгожданный сине-голубой грузовичок с двумя емкостями в кузове с надписью «Рыба Беларуси. ОАО «Рыбхоз «Днепробугский» в сопровождении бооровского уазика свернул с шоссе на берег водоема.
– Гэто событие, – добродушно улыбаясь, говорит водитель рыбхоза Василий Москалюк. – Куды бы я нэ приезжав, дэ бы нэ зарыбляв водоемы, в любое врэмя дня и ночы усюды были журналисты.
Чувствуется, что Василий Васильевич в своем деле дока. Как только Иван Тарасевич показал ему пологий спуск к водоему – месту запуска рыбы – водитель заглушил свой «Валдай». С шестом в руках споро прошел к озеру, опустил палку на дно и категорично произнес: «Засяду. Будэтэ шукаць трактора».
– Вытащим, – хором произнесли председатель Барановичской организации БООР Александр Полуян, заместитель начальника межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Евженко и мы, журналисты.
Зарыбление водоема, оказывается, процедура научная. Для того, чтобы запустить маленьких рыбок для размножения в водоем, предварительно нужно провести биологическое обоснование этого процесса. Делают такое обоснование специалисты республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов».
– Проведя опрос среди рыбаков-любителей, – рассказал «Нашему краю» заместитель председателя республиканского БООРа Анатолий Моложавский, – мы выбрали 13 водоемов Беларуси, которые в этом году предполагаем зарыбить. Один из этих 13 водоемов – водохранилище Мышанка. Мы разработали биологическое обоснование зарыбления, которое в конце сентября прошло государственную экологическую экспертизу в Брестском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Передо мной – заключение брестских специалистов – экологов. Приведу несколько, на мой взгляд, особенно важных моментов из этого документа:
…Зарыбление водохранилища ценными видами рыб позволит расширить их видовой состав, а также повысить продуктивные качества данного водоема.
… По всем показателям: морфологическим, гидрохимическим, характеристикам кормовой базы, биологическим характеристикам вселяемой рыбы – Мышанка является эвтрофным, незаросшим, высококормным водоемом, пригодным для вселения щуки, карпа, судака, белого амура, сома европейского.
…Вселенные виды рыб найдут в водоеме пригодные места для обитания и не окажут отрицательного воздействия на экологическую систему водоема.
… Зарыбление рекомендовано вести по поточному методу, с периодичностью один раз в три года.
1 000 молоденьких щучек оказались первыми обитательницами, которых позавчера поселили в Мышанке. Причем для зарыбления выбрали не личинки хищницы, а сеголеток – рыбку этого года, подрощенную за лето. Каждая весит в среднем от 100 до 200 граммов. В двух емкостях автомобиля водитель рыбхоза «Днепробугский» Василий Москалюк привез в Барановичи 108 килограммов щуки.
Почему для зарыбления выбраны сеголетки? Потому что у личинок слабая выживаемость, они погибают, а подрощенные щучки чувствуют себя в воде как настоящие рыбы. Рыбаки говорят: им даже окунь не страшен.
– Всю довез, ни одна нэ погибла. Сення погода хороша для её. Для зарыблення рыбы чым нижэй тэмпература воздуха, тым лепш.
Василий Васильевич быстро взбирается наверх, в кузов, и открывает крышку первой емкости. Берет сачок, черпает и… о чудо, в воздухе, извиваясь, весело кувыркаются молоденькие щучки.
А потом Василий Москалюк и егерь рыболовного хозяйства Барановичского БООРа Иван Тарасевич открывают створку-рукав пластиковых емкостей и вместе с двухтонным потоком воды в Мышанку устремляются сеголетки щуки.
Секунды – и рыбка разбежалась по акватории водохранилища. И не в сказке, а наяву – прямо по щучьему веленью!
Водитель рыбхоза подходит к воде, окунает руки:
– Хороша водичка, теплая. Такая жэ, як в наших емкостях. Дрогичинской рыбке будэ у вас комфортно, я её ешчэ и продезинфицировал.
– А это как и зачем?
Василий Васильевич рассказывает, как за полчаса до выгрузки он остановился в пути и вылил в обе емкости раствор марганцовки. Это делается для того, чтобы рыба, попадающая из одного пруда в другой, не принесла с собой никаких болезней, инфекций, была здоровой и размножалась. Вот ведь как: в каждом пруду своя микрофлора.
– А почему сеголетки щуки закупали в рыбхозе «Днепробугский», а не в «Сельце», например, который намного ближе к нам? – задаю вопрос Анатолию Моложавскому.
– Мы выбирали продукцию для зарыбления в том рыбхозе, где есть нужная нам рыбка, где она качественнее, дешевле. Республиканскому БООРу наши молодые щучки обошлись в 8 миллионов рублей. Это – взносы членов Белорусского общества охотников и рыболовов.
В Барановичской организации – две тысячи членов, половина – рыбаки.
На берегу Мышанки мы тоже увидели рыбаков. В ведерке Евгения Сандреса пока – небольшая уклейка.
– Недавно приехал, попадаются карасики, но мелочь – её не берем.
На наших глазах выпустил в воду свой улов и Геннадий Калюта.
– Наверное, Мышанку зарыбили карасем? Откуда его так много здесь? – спрашивает рыбак у егеря.
– Карась пришел сюда с новомышских каналов, там его уйма, – высказывает свою догадку еще один подошедший рыбак.
Все рыбаки новость о зарыблении Мышанки щукой восприняли с воодушевлением.
– Мы с друзьями все это время ездили в Белоозерск на рыбалку, – продолжает Евгений Сандрес. – Так оттуда сюда, в Мышанку, везли мальков амура. Очень хочется, чтобы и наш водоем стал богатым на рыбу. Сейчас главное, чтобы люди поняли, что нельзя эту сеголетку щуки ловить, пусть размножается.
В воду выпущена щучка до 40 сантиметров длиной, то есть не достигшая промысловой меры. Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, принятыми в прошлом году, ловля такой щуки запрещена. Её надо выпускать назад в воду, чтобы нерестилась и размножалась.
Каждую неделю работники межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира будут приезжать на Мышанку в рейды. Дежурить здесь намерен и егерь Иван Тарасевич. Однако Иван Иванович все же больше надеется на людскую совесть:
– Мы всем нашим рыбацким миром зарыбляем водоем – за членские взносы закуплена рыбка, пусть это хорошее дело всем и послужит. А потенциальных нарушителей хочется предостеречь: штраф за такую ловлю составляет от 20 до 50 базовых величин, плюс за каждую щучку – три базовые величины (за вред, нанесенный окружающей среде). Кроме того, установлен штраф и за вылов рыбы без путевки, тоже от 20 до 50 базовых величин.
Поскольку водохранилище Мышанка является фондом запаса рыболовных угодий республики и расположено в городской черте, то здесь рыбная ловля осуществляется по БООРовским билетам. Стоимость билета на сезон – 180 тысяч рублей, то есть одна базовая величина. Немного ради такого хорошего дела.
Зарыбление Мышанки сеголеткой щуки – только начало. Через неделю сюда запустят двухлеток карпа – еще 1 000 рыбок. Потом планируется и белый амур, и сом европейский.
…А водитель Василий Москалюк, как и предполагал, застрял. Но несколько усилий Ивана Тарасевича – и его уазик выдернул «Валдай» из прибрежной трясины. Гость из рыбхоза «Днепробугский», прощаясь, высказал надежду, что привезет нам и другую рыбку:
– Амурчик вам трэба.
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.