В экспозиции музея железнодорожной техники на улице Фроленкова 23 апреля появился еще один интересный и уникальный экспонат. Героем дня стал 31-тонный дизель-электрический трактор ДЭТ-250М мощностью 330 лошадиных сил.
Чем ценна машина? Если коротко, то этот трактор стал одним из первых помощников при ликвидации крупных аварий на железной дороге и стихийных бедствий. Вот только некоторые примеры, взятые из журнала учета восстановительного поезда Волковыск:
19.06.1986 года ДЭТ-250 М растаскивал группу из семи вагонов при крушении поезда на перегоне Гродно – Мосты;
09.01.1987 года прибыл на станцию Слоним, где под грузовым поездом лопнул рельс, в результате сошли и опрокинулись 13 вагонов;
31.01.1987 года на перегоне Скидель – Житомля повреждено 65 метров пути, сошли 14 вагонов, наш трактор – тут как тут;
17.05.1987 года на станции Берестовица опрокинулись две рефрижераторные секции, участвовал в их подъеме;
25.06.1988 года на станции Озерница произошло крушение двух поездов, сошли 26 вагонов;
05.04.1990 года на перегоне Рейтаново – Ганцевичи во время крушения двух поездов сошли 39 грузовых вагонов;
18.03.1992 года на станции Брузги сошли с рельсов и опрокинулись два вагона и тепловоз. А еще наш «герой» участвовал в расчистке полосы отвода при стихийных бедствиях.
Как и большинство экспонатов музея, новый – действующий, на ходу. И это несмотря на то, что изготовлена машина на Челябинском тракторном заводе имени В.И. Ленина в 1982 году. Принадлежит ДЭТ-250М к числу мощных гусеничных тракторов промышленного назначения. Его можно эксплуатировать в различных климатических условиях в качестве тягача на транспортных работах.
– Эти характеристики и послужили основными принципами при принятии решения для закупки тракторов данного типа для восстановительных поездов Министерства путей сообщения СССР, – отмечает Илона Половинкина, начальник идеологической и социально-культурной работы Барановичского отделения железной дороги. – ДЭТ-250М поступил на вооружение восстановительного поезда Волковыск 1 сентября 1983 года для замены маломощного трактора С-100. Основной задачей для него стала оперативная ликвидация сходов с рельсов и столкновений подвижного состава при крушениях, а также оказание помощи при стихийных бедствиях.
За всё время эксплуатации на тракторе трудились всего четыре тракториста. Первому машина досталась Пупко Григорию Павловичу, который сроднился с ДЭТ-250М на 1983‒ 1996 годы, затем его сменили Рыхлик Юрий Казимирович, Жданюк Александр Антонович, Мазец Иван Здиславович.
Теперь пришла пора машине делиться своим опытом публично, но уже на музейном постаменте.
Светлана Гиль
Фото Игоря Войтовича и Илоны Половинкиной