Студенческую братию традиционно причисляют к не самой денежной категории граждан. Однако в последнее время финансовое состояние обитателей учебных аудиторий оценивают иначе.
Мол, все с айфонами, а каждая вторая машина на стоянке перед университетом принадлежит первокурснику. Присказка о кедах, в которых зимой «даже студенты не ходят», в глазах общества становится архаизмом. Чтобы проверить слухи, газета провела опрос среди учащихся БарГУ.
Ирина Сергиевич, II курс факультета экономики и права, платное отделение:
– Работать официантом в баре я начала в этом году, с конца сентября. Появилось свободное время, поскольку до поступления в БарГУ я окончила колледж по этой же специальности. В основном преподаваемые дисциплины мне знакомы. Так почему бы не провести время с пользой? Кроме того, захотелось почувствовать себя более самостоятельной: деньги в кошельке свои, не надо больше думать, как красиво попросить их у родителей. Да и на черный день отложить можно. А во время сессии, естественно, все внимание я направлю на учебу.
За два месяца работы я накопила кучу положительных эмоций. Хорошо быть занятой. Это лучше, чем сидеть сложа руки.
Совмещать работу и учебу просто, главное – знать секрет: на учебе – ты учишься, а на работе – работаешь. Нельзя смешивать. На данный момент без работы вообще не представляю свою жизнь. Я постоянно в движении. В этот ритм очень быстро втягиваешься и уже не замечаешь усталости.
Нынешнее место работы, конечно, временное. Зачем тогда я получаю высшее образование?
Мой ежемесячный доход складывается из зарплаты и университетских выплат за участие в общественной жизни (я староста). Часть откладываю, часть трачу на необходимые покупки. Дорогие вещи и техника? Если мне они действительно будут нужны, думаю, я смогу их приобрести сама.
Дарья Швейкус, III курс факультета славянских и германских языков:
– С середины июня 2013 года я занимаюсь сетевым маркетингом в одной из косметических компаний. Работу начала искать, потому что нужны были деньги. Да и не люблю я сидеть без дела. Мне кажется, жизнь мимо проходит, когда ты ничем не занят. Хочется быть независимой и реализовать все мечты, которые нуждаются и в финансовой подпитке.
Учусь во вторую смену, а в первую пребываю на рабочем месте, что очень удобно. В принципе, моя работа не привязывает меня к конкретному месту. Наоборот, нужно быть везде и всюду, так что учеба в этом даже помогает.
Когда пришла работать в сервисный центр, думала, что это только на лето. Но, узнав больше, поняла, что останусь здесь. Так что нынешнее место рассматриваю как постоянное.
Мой бюджет на месяц – это стипендия, заработок, который варьируется в зависимости от затраченных мною усилий, некоторая помощь со стороны бабушки (я с ней живу). Хотя, по большому счету, я содержу себя сама.
Трачу достаточно: обучающие тренинги по личностному росту и по бизнесу – 40%, продукты – 20%, пополнение гардероба – 8%, походы в кино и прочие развлечения – 10%. Часть денег уходит на необходимые вещи и канцтовары для университета. Остаток откладываю на сюрпризы близким. Хотя, в целом, это примерная структура расходов, раз на раз не приходится.
Если судить объективно, то я могу позволить себе некоторые девайсы, но не единоличным платежом, а собрав деньги заранее. Иначе у меня не останется средств на другие потребности.
Несмотря на мою ситуацию, я не считаю студентов обеспеченными. Некоторым моим одногруппникам, особенно тем, кто приехал учиться из других городов, не хватает денег на элементарные вещи – еду и предметы первой необходимости. К концу недели деньги остаются только на билет домой, и это притом, что они получают стипендию. Это, конечно, не всех касается, но большинство студентов нельзя причислить к людям с высокой покупательной способностью.
Леонид Козловский, III курс инженерного факультета:
– Осенью устроился грузчиком в «Радугу». Хочется стать менее зависимым от родителей. Работаю на полставки, так что свободное время имеется. Плюс – график работы составлен с учётом моих пожеланий, благодаря чему всегда успеваю на пары. Особого дискомфорта нет, хотя иногда не успеваешь перекусить.
Конечно, это временно. Летом можно будет найти более высокооплачиваемую работу, да и перспективы грузчика на постоянной основе меня не привлекают.
Сейчас мои личные финансы – это стипендия, зарплата и небольшая помощь от родителей. Из общей суммы 20% уходит на продукты, 25% – на оплату интернета, телефона, 30% – на девушку, 5% – на одежду. Остается еще 20% на прочие нужды. Но это данные прошлого месяца. Все меняется.
Технику могу приобрести только в рассрочку, а про машину – вообще молчу. Копить тоже пока не получается.
Думаю, что в нашей стране основную часть студентов с высокой покупательной способностью составляют иностранцы.
Екатерина Власовец, III курс факультета славянских и германских языков, бюджет:
– Работаю в баре официантом с этой осени. Главная причина – желание обрести независимость от родителей. Совмещать довольно трудно: учебе уделяю меньше времени, да и высыпаться не всегда получается. Мой итоговый бюджет складывается из стипендии и зарплаты. Иногда деньги подкидывают родители. Большую часть заработанного трачу на одежду и продукты. Вполне способна позволить себе дорогостоящие товары.
Илья Канцелярчик, V курс инженерного факультета, бюджет:
– Работать я начал еще в детстве. Тогда это был неофициальный заработок. Сейчас я – индивидуальный предприниматель, владелец косметического магазина. Ключевым стимулом для меня стало воспитание. Родители не покупали мне все, чего хотелось, говорили: хочешь – собирай деньги и покупай сам. Я так и делал. Порой приходилось по нескольку лет собирать.
Безусловно, мое нынешнее занятие постоянное и после окончания университета – основное. Сейчас к прибыли от магазина ещё прибавляется стипендия, что составляет мой основной доход. При этом 80–90% заработка я трачу на развитие бизнеса. Дорогие покупки делаю реже, так как хочется больше инвестировать.
Моя ситуация позволяет сказать, что студенты могут быть вполне обеспеченными.
Виктория Толкачева, V курс факультета педагогики и психологии, бюджет:
– Впервые я начала работать в сентябре этого года. Это мой первый рабочий опыт не только в сфере образования, но и вообще. До этого не работала нигде и никогда. Желание было, но родители были против. Сейчас у меня полставки воспитателя в детском саду.
Работать пошла по двум причинам. Первая – скука. Учась в первую смену, не знала, чем себя занять во вторую половину дня. Вторая – возможность остаться здесь на отработку.
Не могу сказать, что довольна своей работой и она приносит мне удовольствие. Никогда не хотела и сейчас не хочу работать с детьми, особенно с маленькими. Нынешнее место работы рассматриваю как временное. У меня нет никаких претензий к детсаду, но не хочу работать в сфере образования в принципе.
Совмещать работу и учебу легко. Университет идёт навстречу: не ставят больше трёх пар в день, поэтому на работу успеваю без опозданий. Первое время очень уставала, сейчас проще. Но всё равно времени не хватает: если надо чтото сделать, купить, то ухожу с пар. Глобальные дела и задания по учёбе стараюсь решить на выходных. Меньше времени стала проводить с друзьями: после работы измотана морально, не хочется ничего, только – спать. Особенно тяжело в понедельник и пятницу. Дома бываю раз в месяц, хотя раньше ездила каждые выходные.
Ежемесячный бюджет складывается из стипендии, помощи родителей, бабушек и дедушек, зарплаты. Это не считая того, что квартиру мне снимают родители, плюс они иногда покупают одежду и обувь, оплачивают телефонные разговоры и интернет.
Примерная схема распределения моего дохода: продукты – 10%, одежда и обувь – 50%, развлечения – 15%, учёба – 5%, косметика – 20%. Продуктов я покупаю мало. Завтракаю и ужинаю дома, обедаю в столовой университета. Большую часть денег трачу на одежду и обувь, иногда покупая неоправданно дорогие вещи. Под развлечениями я понимаю встречи с друзьями, походы в кино, клубы. Учёба – это различные распечатки, ксерокопии, отработки пропущенных занятий.
Современные студенты вполне платежеспособны. Однако такую способность им дают родители.
Я могу приобрести дорогие вещи и технику, но мне приходится выбирать. Например, либо сегодня я покупаю рубашку за 500 тыс. руб
лей, либо откладываю эти деньги на телефон. Смотрю, что мне нужнее – новый телефон или татуировка. Без помощи родителей, наверное, было бы трудно. Хотя знаю людей, которые живут целый месяц на стипендию (им стыдно просить у родителей) и не жалуются. Я считаю нормальным, когда родители помогают.