Анализ работы с молодыми специалистами показал, что в последнее время в районе наметилась положительная тенденция с их закреплением на рабочих местах. Если в 2011 году после обязательной отработки таких специалистов осталась треть, то в прошлом году – 56 процентов.
Но и у тех, кто остается в районе после отработки, имеются проблемы. Как их решить? И что надо сделать, чтобы значительно повысить процент закрепляемости?
На эти и другие вопросы искали ответ на сессии районного Совета депутатов 27-го созыва не только депутаты, но и члены исполнительного комитета, председатели сельсоветов, заместители руководителей по идеологической работе, председатели советов по делам молодежи предприятий и организаций, начальники районных служб и отделов райисполкома. Ведь основной вопрос сессии посвящался работе с молодыми специалистами, направленной на их адаптацию, успешное социальное становление и закрепление на рабочих местах в учреждениях, организациях и предприятиях района.
Как говорится, для разгона, чтобы более зримо и предметно соприкоснуться с этой проблемой, участники сессии познакомились с организацией работы по закреплению молодых специалистов в Столовичских средней школе и амбулатории, а также в СПК «Бересни». К этому необходимо добавить и перечень проблем, волнующих молодых специалистов различных сфер деятельности, которые открылись после проведения с ними анонимной анкеты сектором культуры и по делам молодежи отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома. О них рассказал заместитель председателя райисполкома Александр Грицкевич, сделавший доклад по основному вопросу. В результате анкетирования выяснилось, что 75 процентов молодых специалистов довольны своими условиями труда и проживания, 65 процентов считают, что оплата труда могла бы быть лучше, 55 процентов не удовлетворяет уровень социально-культурной жизни. Лишь 15 процентов их видят перспективу карьерного роста на своих рабочих местах. Как подчеркнул докладчик, наибольшее количество молодых специалистов после отработки остается в тех организациях, которые предусмотрели для них в коллективных договорах льготы и материальное поощрение. Например, на птицефабрике «Дружба», в СПК «Бересни», агрокомбинате «Мир».
Председатель райкома профсоюза работников АПК депутат Алексей Добыш коснулся проблем агропромышленного комплекса. В хозяйства поступает много новой техники, внедряются новые сорта сельхозкультур, технологии на животноводческих комплексах. А механизаторов, инженеров, зоотехников не хватает. И когда собрали для беседы выпускников района, чтобы выяснить их планы после окончания школы, то оказалось, что только 8 человек захотели получить сельскохозяйственные специальности.
– Профориентацию школьников необходимо начинать с седьмого-восьмого класса, – продолжал Алексей Добыш. – И если предложить выпускникам, поступающим в сельскохозяйственные вузы, ссузы, во время учебы оплачивать их жилье, стипендии с тем, чтобы после окончания они отработали пять лет в хозяйстве, то абсолютное большинство молодых специалистов, за этот срок женившись или выйдя замуж, обзаведясь жильем, никуда не уехало бы. Поэтому и руководители хозяйств, и идеологи, и представители БРСМ должны чаще заходить в школы.
Меня еще смутило то, что 60 процентов, отвечавших на анонимную анкету, ничего не знают о льготах. Значит, надо еще раз встретиться с молодыми специалистами по этому вопросу. И поддержать молодежь рублем, оргтехникой, организовать нормальный досуг… Ведь в «Дружбе» молодежь закрепляется. А в некоторых других хозяйствах молодые специалисты считают, сколько осталось до «дембеля», завершил Алексей Добыш.
Когда на трибуну вышел председатель совета по делам молодежи СПК «Бересни» Илья Кухарчик, который работает в хозяйстве уже пять лет, став за это время главным зоотехником, председатель райисполкома Василий Хватик попросил его отложить в сторону написанный доклад и поговорить без бумажки. А для начала ответить на такие вопросы: почему многие молодые люди уходят и что должны делать руководители хозяйств, руководство района для их закрепления?
– Хотят сразу жилье и другой график работы. А еще в ДК мало дискотек проводится, – начал Илья. – Многие приходят на работу, не понимая, куда пришли: думали, что будут лечить собачек да кошечек, а тут коровы. И приходить на ферму надо в 5 утра, а в конце дня и в 9 вечера.
Тут кто-то из депутатов вспомнил свой случай, когда молодая ветврач пришла на ферму «вот с такими ногтями», мол, как она корове поможет?..
Подводя итоги разговора, Василий Хватик был по-деловому строг, но его озабоченность была заметна.
– Да, в «Дружбе» в Жемчужном, на птицефабрике для молодежи нет проблем, – говорил председатель райисполкома, – а в Стайках, Почапове, которые птицефабрика присоединила к себе?..
Педагог, всю жизнь отработавший в сельской школе, не может получить такие же льготы, что и пенсионер, работавший в хозяйстве: «Ты не наш», – говорит руководитель сельхозпредприятия. И хочет, чтобы после этого педагог агитировал ученика: «Иди учиться на агронома, зоотехника, ветврача!» Скорее, он скажет: «Видите, как ко мне относятся!» Надо прописать в коллективных договорах, что педагоги, медики, культработники, про работавшие всю жизнь в деревне, должны приравниваться по льготам к тем же механизаторам, специалистам. Тогда и педагог, и врач, и культработник скажут: «Внук, не бойся колхоза, видишь, как он мне помогает!» Предлагаю депутатам записать в решение сессии пункт о внесении в колдоговоры данного предложения, тогда для руководителей хозяйств это будет закон…
Чтобы молодой специалист закрепился, помогите ему построить свое жилье – ведь не заберет же он его в чемодан и не увезет…
Сегодня руководители не ходят в школы, а агрономов хотят получать. Давайте введем в обязательном порядке так называемый родительский день в школе. Раз в четверть ее должны посещать руководители, специалисты хозяйств, представители райисполкома и т. д…
Действительно, чтобы не гасли деревенские очаги, надо всем миром в один уголек дуть – о смене думать.