Колдычево – это слово до сих пор наводит ужас в Барановичском районе на старожилов. Да и для тех, кто помнит рассказы родителей или бабушек и дедушек, это слово будто удар в сердце.
– Память должна жить в наших умах и сердцах. Миллионы людей в ту войну были подвергнуты пыткам и унижениям. Здесь, за «Стеной плача», в урочище Погорелец, в одной братской могиле покоятся тысячи белорусов, русских, поляков, евреев, цыган, – взволнованно говорил Михаил Борисевич, заместитель председателя райисполкома. – Мир хрупок. Память о прошлом даст возможность будущим поколениям не повторить фатальных ошибок прошлого.
Как подчеркнул Барановичский межрайонный прокурор Александр Карлюк, несмотря на то, что большинство из тех, кто чинили злодеяния на белорусской земле, ушли в мир иной, избежать земного суда им не удастся:
– Потому что геноцид – преступление, у которого нет срока давности. Мы сделаем всё, чтобы фашисты и их пособники понесли наказание даже после смерти. Пусть их имена узнает весь мир.
Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа продолжается. Становятся известными новые факты, новые имена убийц, на кровавом счету которых не одна, а тысячи жизней мирных людей, в том числе сотен детей.
Помнят ли нынешние ребята о своих прадедах, которые воевали ради Великой Победы и спасли не только свою страну, но и всю планету от коричневой чумы? Журналист «Нашего края» пообщался с воспитанниками Брестского областного кадетского училища, которые приняли участие в митинге.
– Мне сейчас 15, – говорит кадет Евгений Литвинчук. – Почти столько же, сколько было моему прадеду Сергею Петровичу Серегину, когда он в свои 14 добровольцем пошел в партизанский отряд, чтобы сражаться с фашистами. Потом пошел на фронт, воевал в морской пехоте, был дважды ранен, но дошел до Берлина.
– Моя прабабушка и прадедушка помогали партизанам, делились с ними хлебом и молоком. Это могло стоить им жизни, потому что время от времени в деревню наведывались немцы, которые спрашивали, не знают ли они партизан, – рассказал кадет Лев Хорошко.
Вице-сержант областного кадетского училища Сергей Кухарчук хочет стать защитником Родины, потому что перед ним – героический пример прадеда:
– Николай Андреевич Бетеня ушел на фронт в конце 1941 года, до этого сражался с захватчиками в партизанском отряде. С войны вернулся без руки. Руку ему ампутировали прямо в окопе. После этого он долго лежал в госпитале. И всё же вернулся в строй и продолжил боевой путь – даже с одной рукой он был полон желания бить врага… Пока прадед воевал, его супруга (моя прабабушка) тоже не сидела сложа руки: помогала партизанам, снабжая их провизией.
После митинга все желающие могли присоединиться к автопробегу. Начался он на руинах тюрьмы Колдычевского лагеря смерти, где прошла экскурсия, а завершился в Березовке, в окрестностях которой располагался «Шталаг-337», известный как Леснянский лагерь смерти.
Виталий ГЕРЦЕВ
Фото Бориса НОВОГРАНА