2013 год в нашей республике объявлен Годом бережливости, а в СНГ – Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. На специалистов «Бархима» пал выбор по разработке требований к маркировке экологическим знаком стиральных моющих средств.
Выбрасывать мусор только в урну, выключать свет, уходя из комнаты, экономить воду – естественное поведение культурного человека. Ему учат с детских лет. Такое поведение не только помогает сберечь природу, но и экономит семейный бюджет.
Так в чем же заключается экологическая культура? Это то же поведение, только осознанное. Мусор можно выбросить в один контейнер, а можно разделить его по видам: стекло, пластик, бумага. Это позволит сэкономить природные ресурсы, снизить негативное влияние нашей жизнедеятельности на окружающую среду.
Одним из проявлений экологической культуры во всем мире является выбор продукции с экологической маркировкой. Особенно популярна она в странах Западной Европы. Там же появились первые экологические знаки: «Голубой Ангел» (Германия), «Белый Лебедь» (Скандинавские страны), «Экознак ЕС» и другие.
Эти знаки были включены в глобальную сеть экологической маркировки (GEN) и тем самым получили признание мирового сообщества. Из стран постсоветского пространства в GEN включены «Листок жизни» (Россия) и «Зеленый журавлик» (Украина).
В Беларуси впервые экологические критерии установлены в 2007 году для 4 видов продукции: обоев, приборов холодильных, телевизоров, синтетических моющих средств. В республике также есть национальный экологический знак соответствия для продукции. Он представляет собой контур листка темно-зеленого цвета на фоне круга, разделенного на две половины.
В чем преимущество продукции с экознаком?
Маркировка продукции экологическим знаком возможна только после прохождения добровольной процедуры экологической сертификации. В результате этой процедуры продукция оценивается на соответствие экологическим критериям. Они включают в себя как требования для снижения негативного воздействия на окружающую среду, так и требования по безопасности здоровья человека. К примеру, для синтетических моющих средств установлены следующие экологические критерии: отсутствие опасных химических веществ в составе сырья, дозировка моющего средства, состав упаковки из перерабатываемого сырья, масса упаковки и др.; для мебели и напольных покрытий из древесины – условия произрастания древесины, отсутст-
вие опасных веществ в составе готовых изделий и др. При сертификации оцениваются условия производства продукции и уровень негативного воздействия на окружающую среду.
Сейчас в рамках совместного проекта Европейского Союза и Программы развития ООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» совершенствуется действующая нормативная правовая база для внедрения системы экологической маркировки. Так, специалисты Евросоюза уже изменили критерии действующих стандартов в области экологии. Теперь – очередь за нами.
Требования к маркировке экологическим знаком синтетических моющих средств разрабатывают специалисты «Бархима». Выбор пал на наше предприятие потому, что оно является крупнейшим и старейшим производителем этой продукции на рынке Беларуси. К тому же барановичские стиральные порошки – продукция хорошего качества. Можно с уверенностью утверждать, что некоторые её виды уже соответ-
ствуют вышеназванным требованиям и вполне могут маркироваться экологическим знаком. Но нам еще необходимо время для выработки полного пакета документов, позволяющих это делать на правовой основе.