Железнодорожные пути, станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности.
При переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками. Переезжать железнодорожные пути необходимо только по железнодорожным переездам и путепроводам. При этом граждане должны быть внимательными, руководствоваться показаниями светофорной и звуковой сигнализаций, а при их отсутствии убедиться, что в зоне видимости нет приближающегося железнодорожного транспорта, который имеет преимущество.
Развитие технической оснащенности, увеличение скоростей движения поездов приводят к тому, что становится опасным одно только нахождение вблизи железной дороги. Мгновенно, в случае необходимости, остановить движущийся поезд невозможно, так как его расчетный тормозной путь составляет от 800 до 1600 метров. На остановку затрачивается до одной минуты. Даже когда машинист локомотива применил экстренное торможение, состав поезда в силу своей огромной скорости и массы продолжает двигаться по инерции.
Гражданам запрещено ходить по железнодорожным путям в неустановленных местах, подлезать под вагоны, бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом, прыгать с пассажирской платформы на железнодорожный путь, проходить по железнодорожному переезду при запрещающем показании светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума, наносить повреждения объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В 2011 году на переездах Барановичской дистанции пути произошло одно дорожно-транспортное происшествие: 9 ноября на переезде без дежурного работника км 849 ПК2 (ст. Городея) при исправно работающей сигнализации произошло столкновение поезда № 112 с легковым автомобилем «Мерседес». Обошлось без жертв.
Причиной наезда послужили нарушения правил дорожного движения водителем автомобиля.
Уважаемые водители, при следовании по переезду соблюдайте дистанцию, исключающую возможность остановки вашего транспортного средства на настиле переезда при внезапной остановке или резком снижении скорости впереди идущим транспортным средством в границах переезда. Настил переездов не имеет обочин, поэтому проявляйте осторожность. При приближении к переезду со шлагбаумами, в момент, когда шлагбаумы ещё открыты, а звуковая и светофорная сигнализации показывают запрещающий сигнал, не выезжайте на переезд. Вы попадете в ловушку: при нахождении вашего транспортного средства на настиле переезда шлагбаумы автоматически будут закрыты. Не подвергайте себя, ваших пассажиров, пассажиров, находящихся в поездах и в районе переезда опасности! Сэкономив минуты, вы можете сделать несчастными сотни людей.
Крайне острым остается вопрос с наложением посторонних предметов на путь подростками. За прошлый год в пределах Барановичской дистанции пути имели место четыре таких случая. Дети в поисках развлечений и приключений устраивают игры на железнодорожном полотне, перебегают в неустановленных местах, бросают камни в проходящие поезда.
Остается актуальным вопрос о хождении граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах. В 2011 году прооизошло 12 случаев непроизводственного травматизма, в том числе один групповой, травмировано 3 человека. В пределах дистанции травмировано 14 человек, в том числе 9 со смертельным исходом. Из числа пострадавших 11 человек – в состоянии алкогольного опьянения.
Взрослые и дети должны знать, что Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях гласит: «наложение предметов на железнодорожный путь влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин» (статья 18.3. п. 1); «проход по железнодорожным путям в неустановленном месте влечет наложение штрафа в размере от двух десятых до двух базовых величин» (статья 18.3. п.5); «нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил проезда железнодорожного переезда влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин» (статья 18.15. п. 1).
А вот что о ситуации на стальных магистралях говорит статистика: с 2007 по 2011 годы на Белорусской железной дороге произошло 162 дорожно-транспортных происшествия на переездах, в результате которых погибло 26 и травмировано 28 человек. Произошло 1249 случаев непроизводственного травматизма, в том числе 742 – со смертельным исходом. В 823 случаях пострадавшие находились в состоянии алкогольного опьянения. Из общего числа пострадавших – 40 детей, 20 из которых погибли.
Только совместными усилиями мы сможем уменьшить моральные и материальные затраты при ДТП, обезопасить личную жизнь, жизни родных и близких.