И строитель, и текстильщик
Старожилы предприятия вспоминают, что свой первый рабочий день в должности директора Барановичского хлопчатобумажного комбината 14 марта 1963 года Георгий Цапаев начал с анализа дел на объекте. Перед руководителем стояла задача: через девять месяцев запустить первую очередь хлопчатобумажного комбината. Директивная стройка была на контроле у Москвы. Георгий Константинович возглавил и стройку, приняв дела от директора строящегося объекта Николая Сплендера, и новое предприятие Барановичей.
К тому времени за плечами у 43-летнего Георгия Цапаева уже был опыт хозяйствования на одном из хлопчатобумажных комбинатов в России. После института он прошел все производственные ступени: от сменного мастера до директора. А до этого студента Ивановского текстильного института испытали дороги Великой Отечественной войны.
На стройке в Барановичах напряжение было соизмеримо с военной службой Георгия Цапаева в разведке. Комбинат еще строили, а в цеха уже поступало оборудование, шла его установка. Параллельно этой гигантской работе готовили кадры для нового производства. В самый текстильный край Советского Союза, в Иваново, отправились на учебу сотни юношей и девушек. Там получали профессии прядильщиц, ткачих, помощников мастера и т.д. В свою очередь с разных хлопчатобумажных предприятий России на помощь барановичским текстильщикам приехали многочисленные специалисты.
Самое удивительное, что такой напряженный ритм, о чем рассказывали работники комбината, не смущал руководителя предприятия. Наоборот, Георгий Цапаев как будто еще больше закалялся. Новое детище, которое создавал, захватило руководителя своей перспективой.
Он покорял людей своей дальновидностью и человеческим отношением к ним. В простой лаборантке или прядильщице мог разглядеть будущего начальника цеха.
Настоящий хозяин
Бывший редактор многотиражной газеты «Текстильщик», которую, кстати, с 1965 года начали выпускать по инициативе директора, Вера Бачурина заметила:
– Георгий Константинович шел по цеху, по территории комбината, и было понятно: идет хозяин. Высокий, статный, он покорял людей своей дальновидностью и человеческим отношением к ним. В простой лаборантке или прядильщице мог разглядеть будущего начальника цеха. В прямом смысле слова заставлял людей учиться. У нас многие руководители подразделений вышли «с низов». Обстановка на предприятии была теплой, мы жили одной дружной семьёй.
Бывший главный инженер хлопчатобумажного комбината Александра Чижова накануне 50-летия БПХО в разговоре с журналистом газеты сказала, что поднять такую махину, как Барановичский хлопчатобумажный комбинат, было ой как непросто. «А Георгий Константинович Цапаев это сделал, потому что обладал незаурядными способностями, талантом организатора».
В подтверждение этих слов такой пример. Еще не было отделочной фабрики, а спустя 10 лет после пуска на прядильной фабрике началась реконструкция. Хотя слава о барановичских текстильщиках гремела по всей большой стране, продукция с первых лет отличалась большим разнообразием и была аттестована высшей и первой категориями качества, руководитель понимал, что на месте стоять нельзя. Одно дело – построить предприятие, другое – долгие годы удерживать его на уровне одного из лучших в Советском Союзе.
Слава – по всей стране
Расцвет хлопчатобумажного комбината пришелся на 1970-е и первую половину 1980-х годов. В 55 цехах предприятия трудились более 11 тысяч человек! За опытом сюда приезжали из самых разных уголков Советского Союза. Барановичские ткани можно было встретить во всех союзных республиках и даже в дружественных странах социалистического лагеря: их поставляли более чем по 20 адресам, в том числе в Бельгию, Швецию, Канаду, ФРГ.
О барановичском хлопчатобумажном говорили как о носителе передовых идей и новаций. А сколько починов родилось в цехах предприятия! Передовик социалистического соревнования, делегат съездов Коммунистической партии прядильщица Валентина Павловна Булова стала лауреатом Государственной премии СССР, а позже была удостоена высшей награды страны – Золотой Звезды Героя Социалистического Труда. Впрочем, в коллективе текстильщиков была не одна такая Булова. Легендами советских пятилеток стали многие барановичские прядильщицы и ткачихи. Можно только восхищаться, что 365 тружеников комбината, в числе которых был и генеральный директор, получили государственные награды! Заставляя учиться других, покорять высокие планки, Георгий Цапаев учился и сам. Он защитил кандидатскую и стал кандидатом технических наук.
Текстильный поселок
Георгий Цапаев жил комбинатом, людьми, работающими здесь. Рассказывают, что Георгий Константинович не раз повторял, что надо создать условия, в которых бы человек раскрылся, дать ему возможность проявить свои способности, характер, а потом и судить, на что он способен. Георгий Цапаев для своих текстильщиков сделал, казалось бы, невозможное. Рядом с предприятием вырос целый поселок. В первые жилые дома, которые построил комбинат, заселились свыше двух тысяч семей текстильщиков. Позже население поселка составило примерно 20 тысяч человек.
Барановичские текстильщики имели не только квартиры. В поселке выросли восемь общежитий, восемь детских садов, три столовые, магазин-кулинария, кафе, ресторан «Гай», сеть продовольственных и промтоварных магазинов, спортивный зал, Дворец культуры, детская музыкальная школа, кинотеатр «Искра», гостиница, три общеобразовательные средние школы,
ГПТУ, сберегательная касса, аптека, парикмахерская, Дом быта, пункт проката и другие объекты! А какой зеленой стала территория комбината и поселка текстильщиков! И это при том, что ни в каких проектах не была предусмотрена, например, парковая зона с фонтанами. Только цапаевская настойчивость подарила поселку этот уникальный уголок с тенистыми аллеями. Старожилы вспоминают, что рядом с производственными корпусами были высажены фруктовые деревья. Спустя несколько лет после открытия территорию предприятия и поселка облагораживали уже 26 тысяч декоративных и фруктовых деревьев, около 160 тысяч кустарников.
За здоровьем барановичских текстильщиков следили врачи и медсестры своих медсанчасти и женской консультации. Какие только виды физиотерапии не предлагались труженикам комбината! Водогрязелечебнице барановичских текстильщиков могли позавидовать многие санатории. Её лечебными свойствами пользовались и горожане. А рядом с комбинатом на опушке Гая расположился четырехэтажный корпус санатория-профилактория текстильщиков.
В деле нет мелочей
Сколько здоровья, нервов и физических сил положил Георгий Цапаев, чтобы иметь свою «детскую республику». Он настойчиво стучал во все высокие кабинеты и добился-таки своего. При медсанчасти действовал филиал детской поликлиники. Детсад-ясли, пионерский лагерь «Мечта» на озере Гать, где, кстати, создали и базу отдыха для взрослых. Сотни ребятишек текстильщиков проводили летние каникулы в южном пионерском лагере на Черноморском побережье Кавказа.
От директорского взгляда не ускользало и состояние улиц, тротуаров, территорий домов, зеленых насаждений, освещение. За недостатки Георгий Цапаев спрашивал строго. По словам работников комбината, он вообще был очень требовательный руководитель. В то же время, заметила Александра Чижова, Георгий Цапаев умел как наказать, так и похвалить, поощрить, прислушиваться к мнению специалистов.
Прямота и твердость
Рассказывают, что Георгий Константинович был человек прямой и твердый, что иногда мешало ему. Но никто не мог оспорить тот факт, что Цапаев безоглядно былвлюблен в свое дело и свое детище.
В доме на улице Кирова, 71 он прожил с первого директорского года до своего последнего дня. Вся квартира была заполнена книгами. Это было еще одно пристрастие генерального директора хлопчатобумажного объединения. В конце жизни Георгий Цапаев купил маленький домик в деревне, куда любил выезжать со своей верной собакой Тайгой.
Взгляд спустя полвека
Многие собеседники признавались, что только по прошествии десятков лет смогли сполна оценить вклад Георгия Цапаева в расцвет предприятия и поселка текстильщиков. Не скрывает своего глубокого уважения перед личностью первого генерального директора хлопчатобумажного объединения и нынешний руководитель БПХО Иван Турчак.
– Я не был лично знаком с Георгием Константиновичем, но его вклад в становление предприятия, формирование облика города позволяет утверждать, что этот руководитель мыслил глобально. Считаю, городу очень повезло, что в 1963 году сюда приехал Георгий Цапаев. Позволяя себе провести параллель, скажу, что у нас разные условия хозяйствования, разные подходы к делу, но смею думать, объединяет способность видеть перспективу, думать о будущем, опираться на людей, которые работают на предприятии, делать ставку на молодёжь.
Нынешний момент модернизации на хлопчатобумажном объединении созвучен тем процессам, что происходили здесь в 1960–1970-е годы. К логическому завершению подходят работы на прядильной фабрике, её пуск намечен в сентябре. Хотя новая пряжа, выпущенная на новом оборудовании, у нас уже есть. До конца года завершится модернизация ткацкой фабрики. Фактически новой предстанет отделочная фабрика. К отопительному сезону будет включен новый энергоисточник.
Но модернизация на этом не должна остановиться. Она имеет рутинный характер. Технологии, в частности цифровые, настолько быстро развиваются, что за пять лет мы должны их обновить. Например, закупаем первые цифровые машины. Сегодня мы являемся лидерами производства и реализации домашнего текстиля на белорусском рынке и создаем предпосылки, чтобы стать такими на всем постсоветском пространстве и в радиусе 1,5–2 тысяч километров на европейском рынке. Хочется, чтобы нашу продукцию узнавали по словам «Сделано в Барановичах».
Мы продолжаем добрые традиции, которые зародились на предприятии благодаря Георгию Константиновичу Цапаеву. Несмотря на сложности, сохранили детский оздоровительный лагерь, три общежития семейного типа, ресторан «Гай», ведем ремонт столовой. Забота о людях – превыше всего.