Наверх

Лето в Черёмушках

17.08.2013 270 Наш край

Сегодня, пожалуй, редко встретишь человека, который знает  более-менее свои родовые корни.

Наша горожанка Людмила Сергеевна Оскирко, в отличие от иванов, родства не помнящих, свое генеалогическое древо восстановила до седьмого колена. Часами можно слушать ее увлекательные рассказы о далеком прошлом, родной деревушке, приключениях в любимых Черемушках, как называет она своё дачное хозяйство.

Ильич и Никитич

– Дед мой по материнской линии – Порфирий Никитич Ващилко – прожил 89 лет. В молодости, когда работал помощником машиниста, ему приходилось даже с Лениным встречаться – получал от Ильича задания на перевозку нелегальной газеты «Искра», – рассказывает Людмила Сергеевна. – А после работы на железной дороге дед подался в пономари – на клиросе пел, прислуживал на церковных богослужениях, в колокола звонил. «Ой, как красиво звонил!» – вспоминали долго еще люди его добрым словом.

Отец, когда Западная Белоруссия еще находилась под Польшей, имел более 500 книг! Солидная по тем временам библиотека. Но местные власти  книги конфисковали и сожгли, дескать, темным белорусам грамота ни к чему. В годы Великой Отечественной отец не воевал (имел бронь), но и без дела не сидел – активно помогал партизанам.

Мама с сестрой своей тоже старались внести вклад в Победу. Собирали щавель и носили на немецкий аэродром – меняли на муку, хлеб, крупу. Потом эти продукты в лес партизанам передавали, а заодно сообщали, сколько на
аэродроме самолетов стоит, как там налажена охрана, на сколько персон накрыты залы в летной столовой.

В послевоенное время отец 18 лет проработал в колхозе бригадиром полеводческой бригады. 

Дядя мой, мамин брат, – один из основателей мебельной фабрики в Барановичах по улице Брестской, о нем еще ваша газета как-то рассказывала.

И военные моряки есть в нашей родне – восемь человек, целая династия! Старший брат Николай, например, четыре года на Балтике служил, а младший, Борис, – три года ходил на подводных лодках…

Спасибо, солдат Ващилко!

Людмила Ващилко родилась в крестьянской семье, в первый послевоенный год. Ее малая родина, деревня Глинище, нынче почти вплотную примыкает к городской черте – до предприятия «Диприз» подать рукой.

– Когда училась в четвертом классе семилетки (ходили за 3 км в Большую Волохву), учительница дала задание написать сочинение о своей деревне. Что помнили и могли рассказать мне родители, о том я и написала, а позже глубже занялась этим  вопросом. И узнала много интересного.

Оказывается, название нашей деревни вовсе не связано с залежами глины в этой местности, как многие считают. Старожилы рассказывали, что глины здесь отродясь не было – за ней приходилось ездить в Гинцевичи и Узноги. Зато достоверно известно, что рождением своим деревня Глинище обязана солдату царской армии по фамилии Ващилко, служившему при императоре Николае II. По окончании службы он получил в здешних местах земельный надел. Вокруг стоял густой лес, разбитый лесополосами на квадраты. На пересечении тех лесополос, или «линий», как их попросту называли, Ващилко и срубил дом. Одни местечко это называли Линевище, другие – Линеище, а позже, видимо, для благозвучия, оно получило нынешнее название.

У отставного солдата Ващилко родилось двое сыновей – Базыль и Язэп. Позже они женились, обзавелись семьями, и с годами местечко стало деревней. Когда грянула Первая мировая война, все дома в ней, за исключением одного, сохранившегося и по сей день, были сожжены. Но после войны деревня заново отстроилась…

В доказательство своей версии Людмила Сергеевна показала паспорт деревни Глинище на польском языке, датированный 1930-м годом:

– Это копия паспорта, которую сделал тогда для себя староста нашей деревни. Сохранился документ чудом. Всего в этой паспортной книге числится 42 человека, и большинство из них имеют фамилию Ващилко. Фамилия эта, надо сказать, в нашем районе весьма распространённая. Веточки нашего рода можно найти и в Гирово, и в Антоново, и в Анисимовичах, и в Колпенице. Вот бы собрать всю ныне здравствующую родню да посидеть в моих Черемушках! – мечтательно улыбнулась Людмила Сергеевна. – Здесь места всем хватит. А в середине 50-х годов в нашей деревне проживало уже 92 человека (23 семьи) с фамилией Ващилко. Хорошо помню те времена. Деревушка утопала в сирени и черемухе, всегда была  ухоженной, за что ее ставили в пример другим. И люди здесь жили дружные, трудолюбивые, честные – дома свои никогда на замок не запирали. Обступали деревню вековые дубы, ели, березовая роща; на заливных лугах благоухало море цветов. Бившие из-под земли родниковые ключи питали небольшую речушку без названия, впадавшую в Мышанку возле Большой Волохвы. Но в 80-х годах пришли бульдозеры мелиораторов, и всей этой красоты не стало…

Хозяйка «заповедника»

Деревню Глинище сегодня правильнее будет назвать дачным массивом – коренных жителей осталось мало, зато горожане облюбовали это местечко. Получив здесь земельные участки, они построили домики и наезжают сюда больше весной и летом – разбить грядки, поухаживать за садом, отдохнуть на свежем воздухе.

У Людмилы Сергеевны тоже есть в Барановичах благоустроенное жилье, но с наступлением весны пенсионерка птицей летит сюда, где прошло ее детство. Стоит здесь еще старый родительский домик, за которым присматривает брат Людмилы Сергеевны. А рядышком, по соседству, она с мужем Сергеем основали когда-то своё дачное хозяйство.  И назвали его в шутку Черемушками.

Своего суженого Людмила Ващилко нашла в Германии. После окончания средней школы № 1 в Барановичах девушка немного поработала прядильщицей на ПХБО, а затем тётя перетянула племянницу к себе в ГДР.

Поехала Людмила и нисколько не пожалела. В городе Росток устроилась на работу в военный госпиталь, потом в Равенсбрюке трудилась в порту на приемке-сдаче морских грузов. Там и познакомилась с красивым солдатиком.

– Он в ГДР срочную службу проходил, – вспоминает Людмила Сергеевна. – К тому же оказался земляком – уроженцем Березовского района. Служба Сергея заканчивалась, мой контракт тоже подходил к концу, и мы решили вместе вернуться домой, чтобы создать семью…

Чтобы обзавестись собственным углом, поставить на ноги троих дочерей, родителям приходилось трудиться не покладая рук. Людмила Сергеевна  и в межрайбазе кладовщиком работала, и паспортистом в 61-м ПТУ, и на хлебозаводе, и в автобусном парке. Больше всего – 17 лет – отдано фабрике художественных изделий, где из-под мастеровитой руки вышивальщицы Оскирко выходили затейливые скатерти, салфетки, полотенца.

В 2001 году, имея за плечами 38 лет трудового стажа, Людмила Сергеевна ушла на заслуженный отдых, бросила якорь в родных Черемушках. Видели бы вы это чудо! Два дачных домика (один – зимний: с печкой, жилыми комнатами на чердаке и мини-музеем старины; другой – летний) буквально тонут в море цветов. Не меньше удивляют эстетикой и практичностью другие хозяйственные постройки: полевая кухня, летняя душевая, беседка под стеклом, шикарная баня, отделанная до блеска вагонкой.

– Двенадцать лет мы с мужем все это создавали, – вздыхает горестно Людмила Сергеевна. – Не думалось, что так рано уйдет Сергей из жизни, но уже пять лет, как его не стало – подвело сердце…

Потеряв любимого человека, другая на ее месте могла бы потерять всякий интерес к жизни, но Людмила Сергеевна не опустила рук. Она находит утешение в детях и внуках, в труде и спорте (зимой бегает на лыжах!), в танцах – шестой год посещает с подругами клуб «Барановичский вальс» при городском территориальном  центре социального обслуживания населения.

А знали бы вы, что «творится» на ее «ранчо» в Черемушках площадью более 30 соток. Пустого клочка земли не найдешь, каких только тут овощей и фруктов не увидишь. В подсолнухах, например, запросто можно заблудиться – вымахали в нынешнем сезоне под четыре метра. Ступил пару метров в сторону – сидят мухоморы, зонтики, шампиньоны, весёлки.

На участке Людмилы Оскирко словно в заповеднике – растет около 40 видов деревьев, в том числе и такие, как кедр, самшит, туя, барбарис, дикий лимон, грецкий орех, киви, миндаль и калина декоративные. А от обилия и разнообразия цветов (около 300 сортов!) просто разбегаются глаза.

Можно тут и лекарственные травы увидеть – около 40 видов! Благодаря их целебным свойствам, активному труду на земле и здоровому образу жизни Людмила Сергеевна еще ни разу не обращалась в больницу, даже больничной книжки не имеет.

Пенсионерка Оскирко имеет права на вождение автомобиля и мотоцикла, может управлять мотоблоком, вяжет, шьет, вышивает, мастерит декоративные поделки, знает парикмахерское дело, изготавливает чучела различных птиц и животных – научилась от мужа, который увлекался охотой. В ее домашнем мини-музее можно увидеть орудия труда первобытных людей, найденные в Черемушках, военные трофеи Великой Отечественной войны, много других любопытных экспонатов.

Переполох на даче

Много разных чудес в Черемушках. Например, вода в колодце Людмилы Сергеевны. Налила ее как-то хозяйка в бутылку, да и забыла в гараже. А спустя два года вспомнила, попробовала – совсем не испортилась, точно эту воду минуту назад достали из колодца.

Воробьи на что пугливый народ, а хозяйки Черемушек совсем не боятся – садятся на ее ладонь и клюют хлебные крошки. Чего о сороках не скажешь, те постоянно норовят что-нибудь утащить.

– Прошлым летом здесь у меня в мышеловку мышь угодила, – улыбается Людмила Сергеевна. – Смотрю, а мышеловки-то и нет, унесла ее сорока вместе с добычей. Зато в другой раз воровке этой здорово не повезло. Я во дворике печку-буржуйку поставила, блины пекла на свежем воздухе. Едва отвернулась – нет блина, а сорока на дереве в это время мечется, кричит диким криком, которого я ни разу еще не слышала. Видно, не слабо ей липкий и горячий блин лапы подогрел.

Интересно слушать хозяйку Черемушек. Людмила Сергеевна убеждена, что в жизни все взаимосвязано и предопределено: что суждено человеку, то и сбудется.

– Иногда у меня вещие сны бывают, – говорит пенсионерка Оскирко. – Сама потом удивляюсь, что меня кто-то заранее предупредил, что в мире такая большая беда случится (авария на Чернобыльской АЭС, крушение самолета с польской делегацией под Смоленском, другие трагедии). Или вот, скажем, цифры 3, 6 и 9. В жизни моей семьи они особый знак. Номера телефонов, квартиры, машины, даты рождений и смерти родственников – все какая-то мистика, всегда сопутствуют эти цифры. Например, я обратила внимание, что вся наша дальняя и близкая родня умирала непременно в пятницу или субботу. Вот какая странная закономерность. Значит, правильно считают многие люди, что судьбу свою человеку не объехать и не обойти.



  • Мы в социальных сетях: