25 лет назад в Барановичах появилась школа старших классов – первое в СССР учебное заведение, в котором одаренные ребята получили возможность познавать мир в меру своих незаурядных способностей.
Это заведение, позже получившее гордое название лицея № 1, и по сей день остается уникальным – по крайней мере, для нашего города.
Каким образом Барановичи в конце 1980-х стали методическим центром, «мотором» педагогики большой страны, журналист «Нашего края» узнал от автора идеи создания лицея – Леонида Александровича ЦУПРИКА, возглавлявшего систему образования нашего города, ныне – заместителя председателя Брестского облисполкома.
– Ваша идея была на тот момент не только инновационной, но и смелой, далекой от привычных, стереотипных представлений о среднем образовании в Советском Союзе. Как вам удалось ее реализовать?
– Помогло воплотить идею в реальность время. Не только потому, что перестройка на местах позволила ощутить воздух свободы. Восьмидесятые – это годы, когда существовали ТОПРы – творческие объединения педагогов республики, в которых передовые учителя обсуждали, какой школе быть в дальнейшем. Дух стремления к переменам витал повсюду. Почему именно Барановичи оказались в лидерах? Потому что для этого здесь сформировались объективные условия: сильный, творческий состав директорского корпуса, да и педагоги у нас были сильные.
– Одним из немаловажных шагов на пути к созданию лицея стала первая всесоюзная конференция по дифференцированному обучению, которая по вашей инициативе была проведена в Барановичах, не так ли?
– Верно. В советской школе было немало хорошего. Однако единая от Владивостока до Бреста учебная программа нивелировала личность ребенка, не давала в полной мере раскрыться его талантам. Факультативный курс по предметам был незначительным и мог применяться эффективно лишь в столицах и научных центрах. Конференция, которая была организована в Барановичах совместно с химическим факультетом МГУ, помогла осмыслить предложения педагогов-новаторов из разных республик Советского Союза.
Кропотливую работу взяла на себя Лариса Аркадьевна Шестак, заведующая методическим кабинетом городского отдела образования. Она из 1200 заявок на участие в конференции отобрала 400, которые прислали истинные энтузиасты, горящие идеей дифференцированного обучения. Четыре дня они до хрипоты спорили о том, какой быть современной школе. В результате в «Настаўніцкай газеце» была опубликована статья за подписью авторитетных исследователей – Алины Ивановны Тесля, преподавателя Белорусского государственного педагогического института, и доктора педагогических наук Александра Ильича Кочетова. До сих пор храню эту публикацию.
– А как отнеслись к начинаниям учителей в городе?
– Общественность города поддержала стремления учителей-новаторов. Большую помощь нам оказал Владимир Владимирович Решетко, руководитель станкостроительного завода. Это он предложил провести конференцию в живописном уголке Барановичского района – рядом с озером Павлиново, на только что построенной базе отдыха «Чабарок».
– Будущий лицей расположился в таком же красивом месте – на берегу Светиловского озера, отчего позже в лицейском гимне его сравнили с белой лилеей. Выбор здания был случайным?
– Не совсем. Строительство новой школы на берегу озера взволновало родителей Северного микрорайона. Они боялись отправлять своих маленьких детей в школу, путь которой пролегал мимо водоема. Спорили, просили и даже жаловались центральным властям. Я, занимая должность заведующего городским отделом образования, посчитал возможным разместить в здании школу старших классов. Так давнее желание, мое и моих коллег-единомышленников: собрать в одном учебном заведении одаренных ребят – исполнилось.
– Вы осознавали, что это прорыв, поворотный момент в истории отечественной педагогики?
– Нет, осмысление того значения, какое имело открытие школы старших классов, пришло со временем.
– Ваше мнение спустя десятилетия: всё же, какие главные возможности перед барановичскими старшеклассниками открыл лицей № 1?
– Одна из таких возможностей – глубина проработки учебного материала учителем и учеником. Я не раз повторял ребятам: «Не ленись, упорно трудись, и ты достигнешь своих вершин в учебе. Чем больше ты достигнешь вершин в лицее, тем ближе и доступнее станут все остальные вершины в твоей жизни».
Второе, что важно: высокий уровень подготовки – как учителя, так и ученика. В лицее есть корпоративная мотивация учебной деятельности, проще говоря: дети, которые идут в лицей, знают, зачем они туда идут.
Мне, как учителю, повезло работать с такими ребятами. Так, в средней школе № 14 в двух классах собрали лучших представителей точных наук. Те два года своей педагогической практики считаю большой удачей в жизни.
В городе, кроме лицея, работала авторская школа Анатолия Ананьевича Бренько, талантливого учителя физики средней школы № 7. Некоторые сильные педагоги объединились вокруг его личности, и я это только поддерживал: в седьмой открылись спецклассы физико-математического профиля.
– Лицей известен своими традициями. Возможно, что-то привнесли в них и вы, Леонид Александрович? Ведь, насколько мне известно, перед открытием учебного заведения нового типа вы изучили историю Царскосельского лицея, опыт работы белорусских гимназий XIX века.
– О создании в лицее традиций вначале не думали. Опыт белорусских гимназий и Царскосельского лицея – его я действительно изучал. Интернета тогда не было, в столичной научной библиотеке нашел монографии, авторефераты диссертаций.
Что мог барановичский лицей позаимствовать из традиций учебных заведений прошлого? Высокую культуру общения, осознание ценности каждой личности. В свое время будучи директором школы, понимал, что без уважения личности не было бы Пушкина, Кюхельбекера и других выдающихся выпускников Царскосельского лицея. Еще – дух свободы, возможностей и ощущение учениками себя равными среди равных, патриотизм, идущий от сердца.
– Кто из педагогов, по вашему мнению, в судьбе лицея сыграл особую роль?
– Идея гуманной школы была реализована благодаря тому, что возглавил его опытный директор – Геннадий Васильевич Соколовский, а затем Александра Константиновна Артюх. Ядро коллектива составили талантливые и результативные педагоги – Тамара Ивановна Хаярова, Юрий Владимирович Шарапов, Борис Ипполитович Загуста, Надежда Сергеевна Богачук, Мария Викентьевна Труханович, Тамара Александровна Потапенкова, Алла Александровна Козленя, позже пополнили этот достойный круг такие трудолюбивые пчелки, как Ольга Геннадьевна Козич.
– Хотелось бы узнать ваше мнение о нынешнем уровне барановичского образования.
– Уровень всегда хочется иметь повыше. Но у барановичского образования он нормальный. Каждый из учеников, кто трудится, имеет возможность реализовать свои жизненные намерения.
– Чего вы ожидаете от лицея в будущем?
– Осознания прикладного значения работы педагога в социально-экономическом развитии страны. Сегодня имеет большое значение, насколько лицеи, гимназии содействуют обеспечению своего города, области кадрами. Поясню мысль примером: в одном из соседних с Барановичами райцентре ощущается нехватка медицинских работников. В этом городе есть гимназия, а молодые врачи приезжают из других областей. Разве это дело?
– Что бы вы хотели пожелать педагогам Барановичей в канун профессионального праздника?
– Сохранять марку и поддерживать профессиональную гордость. Чтобы каждый учитель считал свой предмет самым главным. Молодым педагогам желаю устремленности в будущее, гореть тем творческим поиском, которым горели в их годы представители нашего поколения.