В прошлом году количество обращений жителей города в прокуратуру снизилось почти на четыре процента. В абсолютных цифрах – с 783 обращений в 2011 году до 753 в 2012. С того, что заставляет горожан писать жалобы и заявления в прокуратуру, начался наш разговор с прокурором города Алексеем БИЛЬДЕЙКО.
– Поводом для обращений являются нарушения прав и законных интересов граждан, либо их убежденность в том, что эти права нарушены. Кроме того, многие просто не знают, каким образом должен разрешаться интересующий их вопрос, куда следует обращаться. Отмечу, что из общего числа обращений, поступивших в прокуратуру в прошлом году, 316, или 42 процента, были направлены для разрешения в другие ведомства. Люди должны понимать, что если их обращение поступит в нужную инстанцию, время решения проблемы и получения официального ответа значительно сократится.
Непосредственно работниками прокуратуры разрешено 423 обращения. Отмечу, что в полном объеме удовлетворены лишь 23 из них, также ряд обращений признаны обоснованными частично. Последние годы наблюдается тенденция снижения количества обоснованных обращений в органы прокуратуры на незаконные решения государственных органов и иных организаций, разрешающих обращения граждан изначально, что является свидетельством улучшения качества работы с людьми. Вместе с тем, утверждать, что факты нарушения прав и интересов граждан в городе полностью изжиты, пока еще не приходится. Самое важное, чтобы нарушенные права гражданина или организации были защищены, а заявителю, чьи требования не основаны на законе, четко и доходчиво, со ссылками на нормативные акты, об этом сообщили.
– На что чаще всего жалуются горожане?
– Более всего жалоб и заявлений в прошлом году поступило по вопросам дознания и следствия. На долю этих структур пришлась почти половина от общего числа обращений. Свыше 120 обращений касались доследственных проверок, которые проводят сотрудники Барановичского городского отдела внутренних дел по заявлениям граждан. Люди чаще всего не согласны с решениями об отказе в возбуждении уголовного дела. Например, житель города обратился к нам с жалобой на такое решение по факту пропажи у него цифрового тюнера. Проведенная сотрудниками прокуратуры проверка показала, что оперуполномоченный, принимавший решение об отказе в возбуждении уголовного дела, мотивировал его тем, что цена пропавшей вещи меньше двукратного размера базовой величины, а потому в действиях неустановленного злоумышленника отсутствует состав уголовно-наказуемой кражи. Однако в жалобе, поданной в прокуратуру, заявитель указал, что оценивает тюнер в 40 долларов, что составляло на момент совершения преступления 320 тысяч рублей – свыше трех базовых величин. Справедливость восторжествовала: уголовное дело было возбуждено, а оперуполномоченный, допустивший нарушение, привлечен к дисциплинарной ответственности.
Кто-то может сказать, что случай этот незначительный. Но на самом деле от реагирования сотрудников милиции на подобные обращения в итоге зависит оценка гражданами эффективности работы всей правоохранительной системы. Следует отметить, что такие факты на территории города единичны и жестко пресекаются как руководством ГОВД, так и прокуратурой.
Традиционно достаточно много поступает обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, пока еще не всегда руководство городского ЖКХ принимает исчерпывающие меры по разрешению всех поставленных гражданами вопросов, не в полной мере обеспечивается контроль за исполнением ранее принятых решений.
– Как правило, много недовольств вызывает привлечение горожан к административной ответственности. В прокуратуру поступают подобные жалобы?
– Незаконное, с позиции граждан, привлечение к административной ответственности действительно является причиной обращений и жалоб в прокуратуру. Сразу отмечу, что зачастую обращения являются обоснованными. Приведу такой пример: житель города в жалобе указал, что инспектор дорожно-патрульной службы составил протокол по факту совершения обратившимся дорожно-транспортного происшествия. При этом в протоколе было указано, что водитель после совершения ДТП употребил алкоголь до прохождения медицинского освидетельствования. Гражданин, обратившийся с жалобой, утверждал, что ничего подобного не было. Проведенная прокуратурой проверка достоверно установила, что во время того самого дорожно-транспортного происшествия гражданин находился за пределами Беларуси, так что находиться за рулем автомобиля, попавшего в аварию, никак не мог. Следовательно, инспектор, составлявший протокол, не удостоверил личность правонарушителя. В итоге подобной безалаберности к ответственности был привлечен невиновный, а истинный виновник случившегося избежал наказания. По протесту прокуратуры административное правонарушение в отношении обратившегося в прокуратуру гражданина было отменено, а инспектор дорожно-патрульной службы привлечен к дисциплинарной ответственности.
– Какие меры принимает прокуратура, чтобы количество нарушений в сфере обращения граждан уменьшилось?
– Сотрудники прокуратуры проводят проверки за соблюдением законности в этой сфере на предприятиях и в организациях города. Основные нарушения, которые были выявлены, касались нарушения порядка ведения делопроизводства по обращениям, затягивание сроков рассмотрения заявлений, неполнота проведенных по ним проверок, отсутствие материалов проверок. По результатам руководителям ряда организаций прокуратурой были внесены представления об устранении выявленных нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечены 14 должностных лиц.
В нынешнем году прокуратура продолжит осуществлять надзор за соблюдением законности при разрешении обращений граждан. Руководителям предприятий, организаций и должностным лицам следует помнить, что за нарушение законодательства об обращениях граждан виновные могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
В целом же двенадцать сотрудников прокуратуры города в прошлом году приняли почти тысячу двести горожан по самым различным вопросам. Большинство из них, получив максимально полные разъяснения норм законодательства, с письменными заявлениями в дальнейшем в прокуратуру не обращались. Также особое внимание мы уделяем размещению в газете «Наш край» и на сайте вашего издания ответов на поступающие в редакцию вопросы читателей, где даем рекомендации о применении норм законодательства.