Наверх

Кто оплачивает проезд в автобусе?

03.09.2014 282 Наш край

Если на городских автобусах ездить регулярно, без сомнения, выгоднее приобретать месячный либо декадный проездной. Для разовых поездок годятся талоны. Когда я уходила в июльско-августовский отпуск, решила: не буду  покупать ни месячный, ни декадный проездной  – хоть на этом сэкономлю.

Несколько раз съездила на рынок, талоны покупала у водителя за 3 500 рублей. Потом пришлось воспользоваться городским автобусом ещё и ещё. К концу моего отпуска талон у водителя автобуса подорожал до 3 800 рублей. Когда я подсчитала свои затраты на поездки по городу, оказалось, что на талонах  переплатила стоимость двух декадных проездных.  Но более всего недоумевала вот по какому поводу: почему вдруг стоимость талона выросла на 300 рублей? С этим вопросом, прихватив с собой десяток других, отправилась на интервью к начальнику отдела экономики, финансов и перевозок автобусного парка Олегу МАЗУРУ.

– Олег Сергеевич, так все же, почему подорожал проезд в автобусах?

– Для начала отмечу, что тарифы на проезд в общественном транспорте являются социально значимыми, а значит, их регулирует государство в лице Министерства экономики Республики Беларусь. Основная причина регулярного пересмотра действующих тарифов на проезд – несоответствие их уровня постоянно растущим материальным и иным затратам, необходимым для осуществления перевозочного процесса. Другая причина – увеличение процента окупаемости городского транспорта, то есть рост оплаты проезда пассажиром.

– А можно узнать, какой процент затрат на данный момент возмещают автобусному парку пассажиры? И почему, несмотря на его рост, городские перевозки, насколько я владею ситуацией, по-прежнему являются убыточными? Иными словами, с чем связана низкая рентабельность автобусных перевозок по городу?

– На протяжении последних лет у нашего предприятия самый высокий процент собственных доходов от социально-значимых городских перевозок пассажиров среди автобусных парков республики. Так,  за 2012 год процент окупаемости городских перевозок составил 68,2%, за 2013 год вырос до 71,2%, за семь месяцев 2014 года данный показатель составил уже 92,2%. То есть наш пассажир платит сегодня за проезд 92 рубля из 100 необходимых (для сравнения: в автобусном парке Бреста окупаемость внутригородских перевозок 69%, Витебска – 80%, Гродно – 71%, Могилева – 79%,  Гомеля –  75%). И это при том, что собственная выручка с одного километра составила 15 788 рублей, тогда как у наших коллег в Бресте, Гродно  – более 9 000 рублей,  Гомеле, Витебске –  более 12 тысяч рублей.  Кстати,  при такой окупаемости и проценте выделения субсидий на городские перевозки наше предприятие только за два последних года сэкономило около 40 миллиардов рублей бюджетных средств, или практически 6 миллионов долларов США.

Несмотря на такие показатели, за семь  месяцев  года городские пассажирские перевозки принесли нам убытки в размере 401 миллиона рублей. Основная причина все так же связана с низким уровнем тарифа на городские перевозки, который не позволяет полностью покрыть затраты на их осуществление. Кроме того, рентабельность пассажирских перевозок напрямую зависит и от объемов субсидирования социально значимых перевозок и расходов на их осуществление. Наше предприятие единственное среди аналогичных организаций республики, которое не получает субсидии в полном объеме.

– Какая  часть стоимости проезда возмещается из городского  бюджета?

 – Начиная с 2012 года, мы получали субсидии на возмещение части затрат на  перевозки в городском сообщении значительно ниже общереспубликанских цифр (в 2012 году  – 24,8%, 2013-м – 21,4%, за 7 месяцев нынешнего года  – 7,1%). Впрочем, помощь из бюджета никогда не была значительной. Из года в год коллектив наращивал собственные доходы, тем самым экономя бюджетные средства. Если сравнивать с другими парками республики, то процент возмещения у нашего предприятия один из самых низких, а окупаемость перевозок – одна из самых высоких. Если бы автобусному парку выделяли субсидии хотя бы на уровне 31–33%, то мы бы вышли за 2013-й и за 7 месяцев этого года на прибыльную работу.

– А разве это не так? Ведь начало года для автобусного парка было успешным.

 – Верно, в первом квартале года мы избавились от убытков – получили прибыль. А за семь месяцев сработали с убытками  в размере 1 513 миллионов рублей. Они, замечу, могли быть больше, если бы предприятие не развивало прочие виды деятельности, от которых мы получили прибыль в размере 1 764 миллионов рублей. Кроме того, прибыльными оказались нерегулярные  пассажирские перевозки по заказам населения и организаций (530 миллионов рублей).

– Надо полагать, это наиболее рентабельный вид перевозок?

– Совершенно верно. Нерегулярные почасовые перевозки дали  рентабельность почти 24%, тогда как социально значимые пригородные перевозки выполняются с окупаемостью минус 16,5% и приносят убытки в размере 2 310 миллионов рублей. Основная причина высоких убытков по этим перевозкам – низкий уровень субсидирования, он равен 14%, тогда как в Гродно он более  26%, в Бресте – 29%, а в Гомеле – 41%.

– На чем еще зарабатывает коллектив автобусного парка?

– За прошлый год мы привлекли свыше 16 371 миллиона рублей инвестиций, из которых 1 351 миллион рублей составляют собственные средства, а за 7 месяцев нынешнего уже вложено  почти 9 миллиардов, из них  1,3 миллиарда рублей – собственных денег. Все эти средства пошли на создание и улучшение условий труда работников (реконструкция здания мойки, приобретение высокопроизводительного и энергоэффективного оборудования), которые позволят повысить производительность труда и сэкономить значительное количество энергоресурсов.

За 7 месяцев  года выручка от прочих видов деятельности выросла на 137% к аналогичному уровню 2013-го, обеспечив почти два  миллиарда рублей прибыли. Наибольший удельный вес в структуре иных доходов имеют станция технического обслуживания автомобилей, столовая с разветвленной сетью пунктов питания, рынок. Также развиваем  междугородные и международные перевозки. В ходе оптимизации маршрутной сети междугородных перевозок за последние годы нам удалось выйти на 85% их окупаемости. В прошлом году открыли  новый маршрут Барановичи–Белосток. 

– Олег Сергеевич, всегда с большим интересом следила за работой коллектива автобусного парка не только как журналист, но и как пассажир. Знаю, что вы из года в год снижали свои расходы и  этим выделялись среди родственных предприятий Беларуси. Тема снижения расходов сегодня стала еще более актуальной, есть ли возможности у автобусного  парка и дальше затягивать поясок?

– Наши расходы – самые низкие среди аналогичных предприятий, о чем говорит коэффициент по экономии ресурсов –  0,8, то есть темп роста расходов на предприятии ниже темпа роста доходов.

У нас постоянно растет производительность труда. На данный момент она опережает рост заработной платы почти на 9%. Коллектив добился существенной экономии топливно-энергетических,  других материальных ресурсов. За последние шесть лет на 153 человека уменьшилось количество работников автопарка – теперь в штате трудится 634 человека.

– Усилия коллектива по снижению уровня расходов нельзя не оценить. Но все же они не дают возможности избавиться от убытков. На ваш взгляд, как их избежать?

– Необходимо, наконец, четко решить, за счет кого, пассажира или бюджета, –  будет покрываться разница между опережающим ростом расходов и сдерживающимся увеличением тарифа на социально значимые городские и пригородные перевозки.

– А какой должна быть цена талона на данный момент, чтобы тариф покрывал ваши расходы?

– Не ниже 4,5 тысячи рублей. Полагаю, стоимость талона к концу года вырастет до 4 000 рублей.

– Благодарю, Олег Сергеевич, за столь аргументированный анализ экономической ситуации, в которой трудится коллектив автобусного парка. С пониманием отношусь к проблемам в вашей работе. Но в то же время солидарна с другими пассажирами – мы ждем от водителей автобусов, как и прежде, четкого соблюдения графиков движения, комфортного и качественного обслуживания.

– Конечно, пассажира меньше всего волнуют наши проблемы. Действительно, он хочет вовремя уехать и вовремя приехать. Это нормальное желание. Хочу подчеркнуть, что за последние пять лет такой показатель, как выполнение рейсов, в нашем автобусном парке не снижался ниже уровня 99,9%. Такой цифры не достигла больше ни одна транспортная организация Беларуси.

За семь месяцев 2014 года окупаемость городских автобусных перевозок составила 92,2%. То есть барановичский пассажир платит сегодня за проезд 92 рубля из 100 необходимых.

Факт

В этом году автопарк приобрел четыре  автобуса особо большой вместимости для городских перевозок, два автобуса – для пригородных. До конца 2014-го планируется закупить ещё две машины особо большой вместимости для перевозки городских пассажиров.



  • Мы в социальных сетях: