Почти три десятка лет назад, работая собственным корреспондентом Белорусского телевидения, в одном из телесюжетов я рассказывал о скрипичном мастере из Барановичей Иосифе Дударевиче, который изготавливал скрипки. Он был членом Всесоюзного музыкального общества, его имя знали музыканты страны.
Иосиф Ульянович получил приглашение для участия в первом международном конкурсе скрипичных мастеров, который с 1990 года стал предварять музыкальные конкурсы имени П.И. Чайковского. А это был год 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. И так как Иосиф Дударевич был ее участником, одним из создателей партизанского отряда имени Якуба Коласа в Кореличском районе, то конкурсную скрипку успел сделать к 9 Мая, назвав ее «Викторией», что значит «Победа». Под этим девизом она и участвовала в международном конкурсе.
Вот, собственно говоря, об этом и был тот давний телесюжет. О нем я, безусловно, мог и не вспомнить, если бы недавно вновь не услышал фамилию Дударевич. И связывалась она также со скрипками ручной работы. А разыскав человека, был приятно удивлен, что это сын того самого мастера – Владимир Иосифович Дударевич.
Всё началось с ремонта
Та же небольшая мастерская, в которой я был около 30 лет назад. На стене висят те же рамки – формы для изготовления обечаек, корпусов скрипок, те же рубаночки размером со спичечный коробок, необходимые при изготовлении дек струнных инструментов, те же стамески, ножовки, лекала… И заготовки для будущих скрипок, альтов, которые сегодня изготавливает Владимир Дударевич.
Неторопливо разговариваем о секретах мастерства скрипичных мастеров, вспоминаем об отце Владимира Иосифовича.
– Отец был столяром-краснодеревщиком высшего класса. Делал шкафы, кровати, тумбочки, другую мебель. И под орех шпоновал, – рассказывал Владимир Иосифович. – Сейчас в деревне Пенчин стоит сделанный им шкаф неимоверной красоты. Я бы с удовольствием взял его себе и смотрел бы всю жизнь, до самой смерти.
Увлечение отца изготавливать музыкальные инструменты, считает сын, в какой-то мере зародилось еще до войны.
– На одной из свадеб еще в 30-е годы прошлого столетия разбили скрипку, – продолжает Владимир Иосифович. – Отец забрал ее себе, склеил и повесил на стене. Долго она висела. После войны отец отработал опером в милиции, затем директором зверохозяйства в деревне Лесино. А когда ушел на пенсию, вспомнил о той скрипке. Начал брать инструменты в ремонт, а потом и сам стал их делать.
Кстати, за скрипку «Виктория» на первом международном конкурсе скрипичных мастеров он получил 20 тысяч советских рублей – тогда можно было купить, наверное, две машины «Волга». А когда у художественного руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина сломалась двухгрифная гитара, никто в Минске не взялся за ее реставрацию. А отец отремонтировал.
Владимир Иосифович, как и отец, тоже поздно занялся изготовлением музыкальных инструментов. Когда ему исполнилось полвека, начинал с их ремонта. А в один из моментов подумал: «Что я – скрипку не сделаю?» Тем более что многое для этого осталось от отца. Даже рецепты клея и лака, которые Владимир Иосифович держит в секрете. Сегодня ему 71 год. За два десятка лет изготовил 24 скрипки и два альта. Если подсчитать, то практически один инструмент за год работы. Поэтому они и ценятся у профессиональных музыкантов за особый звук и внешний вид.
100-летние заготовки
На верстаке замечаю две дощечки – заготовки для будущих дек, на которых стоит дата: 1981 год. Оказывается, для изготовления музыкального инструмента дерево должно полежать, посохнуть минимум 40 лет где-нибудь в подстрешье. Для изготовления скрипки или того же альта лучше всего подходит ель и клен явор. И здесь важен контакт с деревом. Оно диктует мастеру, что делать для получения будущего звучания. А звуки никогда не бывают одинаковые. Вот, ты взял деревяшку, склеил сегменты, один из которых рос на запад, другой на север, остальные – иначе. Все по-разному. Плотность, солевой состав…
Сойдет и обычный клен, но по сравнению с явором у него проще текстура древесины, и после шлифовки и покрытия лаком не получишь той красоты инструмента. Ведь это музыканты выставляют им свои баллы за звучание, а мастера, их изготовившие, смотрят и на столярку, и на лак, и на эстетику.
– Есть у меня заготовки из ели, которым около 100 лет, – мастер отвечает на мой вопрос, где он берет старую древесину. – Недалеко разбирали дом, построенный из этой древесной породы, и я выбрал бревна покрепче из этого дома. Инструменты из ели намного звучнее. Из сосны можно сделать верхнюю деку, но все равно не тот звук будет.
Готовые детали скрипки Владимир Иосифович склеивает и покрывает 10-12 слоями лака. На высыхание уходит около трех месяцев.
Кстати, делая скрипки, мастер не умеет на них играть. Так, «Калинку-малинку» или «Очи черные», по его словам, на одной струне кое-как «сбацает». А на гитаре хорошо играет.
Владимир Иосифович считает, что его сын Сергей, сейчас работающий плиточником-отделочником, все же заинтересуется изготовлением музыкальных инструментов, и намного раньше, чем в свое время они с отцом. И появятся новые скрипки династии Дударевичей.
Михаил ШУБИЧ.
Фото автора.