На первый взгляд дом как дом. Входишь внутрь – и видишь пыль в углах, длинные темные коридоры, заваленные разнообразным хламом… И стоит задаться вопросом, кто же, собственно, виновен в этой «картине маслом». Не кто иной, как те жильцы, которым на всё наплевать, – им «и так сойдет». Они, словно невидимые художники, творят шедевры из хаоса и беспорядка. И в итоге вместо уютного гнездышка получаем выставку абстрактного текстиля и инсталляцию из хлама.
Подъезд – не курилка
Увы, бывает и наоборот, когда именно в курилку и превращается подъезд. И это не редкость.
Очень разный контингент можно встретить в доме № 32 на улице Промышленной. Кто-то заселился сюда еще в 90-е, когда часть квартир была чем-то вроде общежития, а другая выдавалась работникам городских предприятий как служебное жилье. Таким образом жилплощадь здесь получила супруга Сергея Сергеевича. Сейчас в их квартире идет ремонт, ход которого мужчина пришел проконтролировать. Его корреспонденты «Нашего края» встретили на лестнице. Говорим, что вошли свободно. Зайти в малосемейку можно не только по чипу через домофонную дверь, но и с обратной стороны здания. Где, как оказалось, на дверях нет замков.
– Так вот это очень плохо, что могут заходить все кто угодно, – говорит Сергей Сергеевич. – Отсюда и бардак.
На лестничной площадке второго этажа стоит старая оконная рама. Видимо, ее владельцу очень трудно пойти и вынести ее на площадку для крупногабаритного мусора.
А остатки плитки от ремонта вполне себе могут постоять неделю-другую у дверей квартиры – почему нет?
Если неохота выходить покурить на улицу – просто ставь баночку на окошко в подъезде и пыхти себе, трави табачным дымом соседей. Приперло, извините, кому-то в туалет – это можно сделать прямо на лестничной клетке! Кинуть мусорный пакет, чтобы потом «ароматы Франции» разносились по всем этажам, тоже любители находятся.
Чешутся руки оставить автограф на дверях или своей возлюбленной написать на окне «принцесса» – пожалуйста. Погрыз сухариков – пачку бросай под ноги. Уберут! Увы, такое мировоззрение у отдельных жильцов дома на Промышленной, 32, и их гостей.
Есть и те, кто мусорит по-крупному. Старые двери, оконные рамы, негодная мебель, стройматериалы и многое другое люди просто внаглую складируют на этажах или между ними. Чье это – признаваться, понятно, не хотят. А между тем загромождения подъездов, мест общего пользования быть не должно в первую очередь для безопасности самих же жильцов. Случись, не дай бог, пожар – как бежать по захламленным темным коридорам и заваленным мусором лестницам?
Приходится это всё вывозить обслуживающей организации, куда деваться.
– Полный прицеп вывезли 30 апреля. Сейчас можно заново вывозить – насобираем опять целый трактор, хотя это не входит вообще в наши обязанности, – говорит замначальника ЖРЭУ Анастасия Евсеева. – Некоторые жильцы видят лишь наши недоработки или что мы что-то не так делаем. Сами же себе чего только не позволяют! А ведь чистый и ухоженный дом начинается с его жильцов.
Такая «культура» у людей
Не будем, конечно, грести всех под одну гребенку. В доме много и хороших людей, семей, которые сделали в своих квартирах ремонты, поддерживают в порядке свой этаж и не мусорят, учат сыновей и дочерей соблюдать чистоту.
Илона с мужем и детьми живет на Промышленной, 32, лет пять, ее супруг вырос в этом доме.
– Раньше у нас были страшные лифты, они постоянно ломались. Но когда их заменили, стало приятнее заходить, всё исправно работает. А с тараканами мы как намучались – это ужас! Кто-то оставляет мусор – и потом заводятся тараканы, разбегаются по дому, залазят в квартиры. Недавно потравила санстанция, так вроде уже не видно, – рассказывает молодая женщина.
Она сетует на то, что в доме часто видит пустые бутылки от алкоголя, окурки.
Денис живет на том же этаже:
– На днях иду к лифту – стоит мусорный пакет. Кто бросил – непонятно, ну вот вы так у себя дома делаете? – задает риторический вопрос мужчина. – Как-то каждый у нас сам по себе, соседа за стенкой не знаешь, поэтому на субботники не собираемся. Мне-то тоже некогда, я всё по шабашкам. А жэсовцы приходят, подметают, моют. Даже воду у меня брали.
И у других жильцов, которые были дома во время нашего визита, жалобы похожие: в доме курят, мусорят.
– Уборщицу вижу время от времени, подметала тут недавно, – подтверждает житель дома Алексей.
Сергей Сергеевич, которого мы встретили, как только вошли в дом, говорит, что раньше здесь «было еще хуже, ходили сюда как в туалет»:
– Линолеум в коридорах даже сдирали, воровали. Такая вот «культура» у людей, – говорит мужчина. – А теперь у нас есть староста дома. Он старается, делает что-то, мы его начинания поддерживаем. Вот двери заменили домофонные, установили видеонаблюдение, плитку на этажах положили – ее уже не снимешь, не унесешь. Площадка детская рядом появилась.
Староста с большой буквы
Рядом со входом восстановлен пандус, новая лавочка и урна. Неравнодушный человек, о котором говорят жильцы и который взялся за наведение порядка, – Сергей Шкутько. Ему 56 лет, 30 из которых он живет в этом доме. За всю свою жизнь поменял лишь одно место работы: трудился на «Стройдеталях», а теперь в ЖКХ. Человек постоянства, который любит порядок и уют.
– Действительно, дом для многих был перевалочной базой. Так как жилье это в основном временное, люди ничего не ценили. Пожил год-два-три – переехал. Хотя это их не оправдывает, конечно, – говорит Сергей Васильевич.
По его мнению, в последние годы всё равно стало лучше, семьи обосновались, живут, воспитывают детей. Находятся те, кто помогает мужчине что-то починить, убрать.
– На восьмом этаже предложил соседям поменять окно. Согласились многие, собрали деньги. Потом я ковидом заболел, лег в больницу. И тут звонят установщики, что окно готово. Они поверили мне на слово, установили его, а я потом как выписался – рассчитался, – рассказал Сергей Васильевич.
Одним словом, староста: задумал что-то – непременно воплотит в жизнь, найдет выход. Это тот случай, когда чужой пример заразителен.
Не мне должны, а я
Подводя итог, хочется напомнить о том, что у каждого, кроме прав, есть еще и обязанности.
– Человек должен содержать жилье в порядке, поддерживать его в чистоте, когда необходимо – делать ремонт, – отмечает Анастасия Евсеева. – Соблюдать тишину, не нарушать покой соседей, особенно в ночное время. Использовать жилье согласно установленным нормам и правилам (все они подробно описаны в Жилищном кодексе и Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений). Своевременно оплачивать коммунальные услуги. Участвовать в жизни дома: приходить на собрания жильцов и голосовать по важным вопросам.
Эти обязанности помогают обеспечить комфортное и безопасное проживание для всех жильцов. И тут всё просто: если они выполняются, то прицепы мусором не заполняются.
Ольга ШАРАПО
Фото автора