Близился развод суточного наряда. Рядовой Алексей Говша стоял на плацу во второй шеренге солдатского строя, со стороны ничем не отличаясь от сослуживцев – черные берцы, брюки зелено-ядовитой формы, массивный бушлат, опоясанный ремнем, серая шапка-ушанка… Солдат как солдат.
И все же он явно выделялся из общей людской массы, невольно приковывал и завораживал мой взор. Чем? Наверное, своей осанкой, опрятностью, смелым и уверенным взглядом. Интуиция подсказывала, что Алексей из категории тех воинов, которые служат с огоньком, на которых в любом трудном деле всегда можно положиться. И чутье меня не подвело.
Находясь вместе с рядовым Говшей на дежурстве по автопарку, завязал с ним разговор. Родом Алексей из Барановичей. До призыва успел окончить Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта и немного поработать поездным электромехаником. Через десять месяцев пришла повестка из военкомата. «Служба ратная – дело знатное. Всякий долг платежом красен», – принял твердое решение призывник.
По распределению Алексей попал в 8-ю радиотехническую бригаду, личный состав которой находится в постоянной боевой готовности, круглосуточно несет дежурство по защите воздушных рубежей нашей республики. Задача нелегкая и непростая для всех категорий военнослужащих, по плечу только грамотным, физически выносливым и крепким духом специалистам.
– Оглянуться не успел, как год службы пролетел, – говорит рядовой Говша. – За это время многое переосмыслил, на многие вещи смотрю другими глазами. Армия – серьезная школа для молодого человека: и в характер, и в мировоззрение вносит полезные коррективы…
Нашу беседу прервал шум мотора. Дневальный Говша подбежал к воротам контрольно-пропускного пункта выпустить командирский уазик на выезд. Водитель, напарник Алексея, меж тем выходит из кабины и направляется к дежурному по автопарку. Заглядываю в протянутый мне путевой лист – заполнен полностью, показатели спидометра сняты, отметки в журналах сделаны. Короткий инструктаж, доклад дежурному по части, и уазик, фыркнув мотором, помчался к штабу бригады…
– Ещё я научился в армии ценить свободное время, – продолжил солдат. – Поскольку здесь его практически нет, то невольно задумываешься, чем лучше заняться. Когда отпускают в дневное увольнение, всегда еду домой. У нас свой домик в городе, и для меня большая удача, что служу вблизи, имею возможность хоть чем-то помочь родителям…
Рядовой Алексей Говша проходит службу на должности водителя-слесаря. День солдата расписан по минутам. Уже с подъема водитель суетится возле своей машины: осматривает техническое состояние, проверяет уровень антифриза, масла… Затем следует в медицинский пункт на медосмотр. Получив отметку врача, оформляет путевой лист, находится в постоянной готовности к выезду. И так день за днем.
За время службы рядовой Говша научился ценить мужскую дружбу, лучше разбираться в людях. Не без иронии поведал о том, как некоторые его друзья, оставшиеся на гражданке, били себя в грудь, обещая навещать Алексея в части, но все у них «как-то не получается». А кто не обещал, тот действительно не забывает.
– Армейская дружба крепче! – убежден Алексей. – Независимо от периода службы, здесь все солдаты друг друга выручают. Сломалась машина – сослуживцы всегда готовы прийти на помощь. В такие минуты испытываешь радость и гордость, что верные друзья находятся рядом.
Армейская жизнь закалила парня – добавила ответственности, серьезного отношения к выполнению поставленных задач.
– Мы, военные водители, постоянно или за рулем, или в готовности выехать в дальнюю дорогу, – говорит Алексей. – Командировки бывают разные: у кого она может длиться день, а у кого и весь срок службы. И каждый понимает, что только от взаимовыручки, от надежного плеча товарища зависит надежность наших автомобилей, которые должны быть всегда на ходу, чтобы наши командиры могли выполнять свои задачи.
Алексею Говше часто приходится заступать в суточный наряд по автопарку, а после смены, бывало нередко, солдат может повернуть ключ зажигания в своем командирском уазике и выехать в дальний рейс. Такова специфика службы, обусловленная постоянной боевой готовностью радиотехнического соединения.