Боевой путь 17-летний сын казака станицы Курганская Краснодарского края Алексей Горлаков начал в январе 1943-го. Два его старших брата ушли на фронт в первые дни войны. Не терпелось и Алексею внести свой вклад в разгром ненавистного врага.
В конце 1942 года Горлакова зачислили в действующую часть добровольцем. После ускоренной начальной боевой подготовки он был уже в числе тех, кто стоял непреодолимой преградой на пути немецко-фашистских войск в битве за Кавказ. В одном из боев Алексей получил тяжелое ранение. После выздоровления окончил курсы танкистов и в звании младшего лейтенанта принял командование самоходной установкой СУ-152. Его экипаж мужественно сражался в обороне, чуть позже отличился в наступательной операции Южного фронта.
С марта 1945-го экипаж молодого командира в составе 3-го Белорусского фронта штурмовал мощные укрепления противника в Восточной Пруссии: в районе города Лаик уничтожил 2 противотанковых орудия, 4 пулеметные точки и 6 автомашин; в районе города Хайзигенбайль – одно противотанковое орудие, 3 дзота, 2 блиндажа, свыше взвода солдат и офицеров; в районе Полнеем – 2 броне-транспортера, 1 наблюдательный пункт, пулеметную точку и 2 взвода живой силы противника.
За проявленные в боях мужество и отвагу Алексей Федорович Горлаков был удостоен двух орденов Отечественной войны II степени, ордена Красной Звезды, медалей «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», многих других наград.
После войны бывший фронтовик Горлаков продолжал армейскую службу. Проходила она в Белорусском военном округе в должностях командира танковой роты, начальника штаба батальона.
В 1964 году Алексей Федорович принял командование первым танковым батальоном 236-го танкового полка, который дислоцировался в Барановичах. Автор этих строк в то время был его заместителем по политической части. Все свои знания и силы Алексей Горлаков отдавал делу. Его опыт, энергия проявлялись в ходе повседневных занятий, на боевых стрельбах, на тактических учениях.
Помню, в одну из осенних проверок, когда батальон уже успешно сдал основные дисциплины, стало известно, что еще предстоит кросс на один километр в повседневной форме одежды и с личным оружием. Причем оценка будет засчитываться по последнему человеку, пришедшему к финишу.
– Орлы-танкисты! У нас высокие оценки по стрельбе из танка, вождению боевой машины, по тактике, – обратился комбат к личному составу. – Надо приложить все силы, чтобы показать и нашу высокую физическую подготовку на кроссе. Бегут все! Мы с комиссаром будем впереди. Кто нас обгонит, получит благодарность. С дистанции никто сойти не должен.
День стоял жаркий, бежать было трудно, но танкисты, воодушевленные страстным призывом командира, обливаясь потом, отчаянно неслись вперед. Многие молодые воины, разумеется, нас обогнали – список поощренных за кросс получился большой. В итоге батальон по кроссу удостоился отличной оценки. Такой же была и общая оценка за проверку.
Подполковник Горлаков был строг, но и справедлив, постоянно проявлял большую заботу о своих подчиненных. И вышестоящему начальству не боялся открыто высказать свое мнение по тому или иному вопросу, если был с чем не согласен. За эти черты его всегда любили и уважали солдаты и офицеры.
В 1970 году А.Ф. Горлаков уволился в запас, некоторое время работал военруком в СШ № 5, энергично проводил работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Он ушел из жизни рано – в 1978 году (в 53 года), но добрая память об офицере-фронтовике, отдавшем всю свою жизнь служению Родине, навсегда остается в сердцах тех, кто его знал.