Работники завода автоматических линий к 150-летнему юбилею Белорусской железной дороги преподнесли коллективу магистрали второй замечательный подарок – автоматизированный технологический комплекс по ремонту колесных пар. Принимали эту работу у заводчан труженики Барановичского вагонного депо, его колесно-роликового участка.
Журналисты «Нашего края» стали первыми, кто увидел в 2010-м начало большой реконструкции вагонного депо, построенного в 1950 году. Работы по модернизации начались два года назад именно с колесно-роликового участка. Он является одним из основных в технологическом процессе ремонта грузовых вагонов. Оборудование участка давно устарело, стало энергозатратным и не позволяло увеличить объемы ремонта. А потребности в ремонте грузовых вагонов испытывает не только Белорусская железная дорога, но и предприятия-собственники вагонов, такие, как «Беларуськалий», «Гродно Азот», соседи из стран СНГ и Балтии. Только в прошлом году в вагонном депо Барановичи обновили 3 046 вагонов, тогда как проектной мощностью предусмотрен ремонт 2 850 вагонов в год.
Начальник отделения железной дороги Иван Колоденко, принявший участие в пуске технологического комплекса, высказал искреннее удовлетворение, что современное эффективное и высокопроизводительное оборудование для вагонников сделал коллектив нашего завода автоматических линий.
– Этот инновационный комплекс не имеет аналогов среди стран СНГ и Балтии. Самое главное: с его внедрением мы уйдем от тяжелого ручного труда и заметно повысим производительность. Если сейчас вагонное депо каждый год ремонтирует около 16 000 колесных пар, то новый комплекс позволит обновлять 24 000.
Столь высокая производительность труда, по словам директора завода автоматических линий Владимира Белюка, будет обеспечена за счет применения прогрессивных решений в процессе мойки колесных пар, букс и подшипников, восстановления и механической обработки изношенных поверхностей. Не вдаваясь глубоко в подробности технологического процесса, на некоторых его моментах, считаю, все же надо остановиться. Потому что они уникальны. Так, колесные пары моются под сверхвысоким давлением около 390 атмосфер. Причем до самого металла смываются холодной водой без моющих средств. Установка не потребляет тепла. А весь комплекс оснащен локальными очистными сооружениями. То есть процесс мойки – бессточный и ведется на оборотной воде. С точки зрения и экономии ресурсов, и хорошей экологии – находка!
Еще одна удачная конструкторская идея – внедрение роботизированного оборудования для восстановления изношенных поверхностей корпусов букс. Колесные пары, их детали, узлы перемещаются с помощью манипуляторов и транспортеров. В качестве роботов установлены японские манипуляторы.
Начальник вагонного депо Николай Хвалей рассказал, что благодаря роботам из вредной зоны выведены люди – качественно улучшены условия труда работающих, а уровень механизации и автоматизации ремонта колесных пар достигает 75%. Без увеличения штата работников и площадей это позволит увеличить объем ремонта на 60%. Надо учитывать еще и тот факт, что наше депо проводит не только плановое обновление вагонов, но и обеспечивает пункты технического обслуживания вагонов на станциях Лида, Лунинец, Ситница, Барановичи-Полесские и Барановичи-Центральные.
Помещение под установку уникального оборудования было перепланировано, появились встроенные комнаты. Все работы, в том числе и замена оборудования, велись без остановки производства.
Реконструкция колесно-роликового участка – первый шаг на пути модернизации всего вагонного депо Барановичи. Перспективы у крупнейшего на Белорусской железной дороге вагонного депо очень хорошие. Николай Хвалей убежден, что уже сейчас коллектив может зарабатывать больше валюты, увеличивая объемы ремонта вагонов и для партнеров из России. В этом году из обновленных 2 710 грузовых вагонов 548 депо сделало по заказу россиян.
Большие надежды с продвижением своего ноу-хау связывают и производители. Специалисты завода автоматических линий ранее разработали и изготовили грузовые тележки для российского Магнитогорска. Теперь новый комплекс по ремонту колесных пар вагонов они будут активно рекламировать коллегам-железнодорожникам из ближнего зарубежья. Потребность у нашего восточного соседа в таком оборудовании огромная. Так что пилотный проект вскорости обещает стать массовым.