Наверх

Кофточка раздора

03.04.2013 322 Наш край

Не дождавшись последних известий от Лидии Петровской, автора письма в редакцию, я позвонила ей сама. «Лидия Викторовна, что же вы молчите?» Женщина на том конце провода тяжело вздохнула и произнесла: «Пусть эти 200 тысяч согреют ему душу».

История Лидии Петровской, а вернее, ее радостного приобретения, началась в конце декабря. На обновку дочери к Новому году деньги дала бабушка. «Так хотелось внучке сделать хороший подарок, – рассказывала Зоя Антоновна. – Если бы только знала, чем эта покупка закончится…»

Кофточку они присмотрели на распродаже в одном из городских бутиков, где торговал индивидуальный предприниматель Виталий Данилевич. Да не просто наглядели – померяли, и, по словам Лидии Викторовны, вроде остались довольны. Уплатили 200 тысяч рублей и ушли.

Когда дочь решила надеть кофточку для встречи Нового года, то обнаружила в ней… дырки. «Явно заводской брак, – в своей правоте Лидия Петровская убеждена и теперь, – это любой человек увидит». Однако когда покупательница спустя время пришла к индивидуальному предпринимателю с требованием обменять товар на другой или отдать деньги, тот категорически отказался. «Во-первых, вещь куплена со скидкой, а это значит, гарантийный срок на нее не распространяется. Во-вторых, вы же меряли кофту и своими глазами видели, что покупаете. Тогда претензий не предъявили. А теперь одели, поносили, порвали и решили вернуть?! Не получится». Так говорил Виталий Данилевич Лидии Петровской тогда. Такие же аргументы привел и в разговоре с журналистом газеты.

«Вы, видимо, не знаете, что для многих покупателей такие обмены стали нормой. Типичная ситуация. Болезнь всех продавцов. Люди купят вещь, поносят ее, а затем несут сдавать. Да еще и обвиняют нас, что мы им брак подсунули».

Аргументы у обеих сторон, как говорят,  железные. По-человечески было жаль Лидию Викторовну и ее семью, у которой небольшой достаток. Увидев злополучную покупку, я тоже не сразу заметила дырки – кофточка рябенькая, и явный брак можно было разглядеть только при очень внимательном изучении. Однако и однозначно принять ее сторону тоже не могла – очень уж категорично вел себя индивидуальный предприниматель. «Если покупательница докажет, что я не прав, верну деньги, – Виталий Данилевич отстаивал свое мнение спокойно, без эмоций. – Но отдавать вещь напрокат за свои же деньги не собираюсь».

…Когда юрист Барановичской организации Общества защиты прав потребителей Александр Савчук рассказывает, в какие передряги порой попадают люди в подобных ситуациях,  слабо представляешь, что это за круговерть. Только пройдя вместе с автором письма все ступени, понимаешь, во что обходится защита своих прав. Причем, начиная эти походы, которые требуют и моральных, и немалых материальных издержек, до самого конца не можешь быть уверенным, что правда будет на твоей стороне.

…После отказа торговца вернуть деньги или обменять дырявую кофту на другую Лидия Петровская сразу пришла на прием к Александру Савчуку. Александр Николаевич растолковал, что на любой товар должен быть гарантийный срок. И скидка, распродажа – не основание для его отмены. Другое дело, что продавец отказывается  урегулировать спор, так сказать, мирно. «В таком случае доказать, кто в  этой ситуации прав, может только экспертиза». 

Если консультации юриста общественной организации Александра Савчука бесплатны, то за экспертизу надо выложить немалые деньги. Чтобы только визуально осмотреть бракованную вещь, в филиале Торгово-промышленной палаты возьмут 60 тысяч рублей. А подробная экспертиза с письменным заключением обойдется обратившемуся в 450 тысяч рублей. Ведущий эксперт филиала ТПП Татьяна Камышова заметила, что тарифы установлены Белорусской Торгово-промышленной палатой. Татьяна Викторовна пояснила, что чаще всего письменные заключения используют в суде, поэтому в этом деле не может быть поверхностного подхода – процесс   скрупулезный, подробный, четкий. Применяют здесь и фотографирование.

При визуальном осмотре кофточки Лидии Петровской Татьяна Камышова дала заключение, что это брак заводской, и она, как эксперт, готова подтвердить суждение письменным выводом. Но за него Лидия Викторовна должна была, как уже сказали выше, заплатить 450 тысяч рублей. Все расходы, которые понесла бы Лидия Петровская в случае положительного для нее решения, ей обязан компенсировать её ответчик – Виталий Данилевич.

Тот не стал препираться и согласился с этим предложением. Но уточнил, что лишь после того, как у него на руках будет такое заключение.

Признаюсь, я была уверена, что автор письма пойдет до конца. Терпеливо ждала, когда она сообщит, чем закончились её трехмесячные мытарства. Но Лидия Викторовна замолчала. Не дождавшись, я набрала телефон моей новой знакомой. О нашем разговоре рассказала в самом начале статьи.

Оказалось, у женщины попал в больницу муж. И теперь деньги очень нужны на лекарства. Так что не до экспертизы.

…Теперь, казалось бы, со спокойной совестью я должна списать письмо в архив – пусть не в пользу автора, но ситуация разрешилась. И читательница поблагодарила газету за участие. Но на душе остался осадок. «Почему мы перестали понимать друг друга, идти навстречу, уступать, сочувствовать, сопереживать?..»

Такие мысли меня не покидают…



  • Мы в социальных сетях: