Наверх

Ко Дню автомобилиста и дорожника

24.10.2014 408 Наш край

Сергей АМЕЛИН: «Реальный шаг важнее дюжины программ»

Всякий профессиональный праздник, согласитесь, для рабочего человека в радость тогда, когда в кармане шелестит – предприятие успешно выполняет прогнозные показатели, растет прибыль, трудовой коллектив смотрит в завтрашний день с оптимизмом.

Пророчества не сбылись

На фоне отдельных флагманов нашей городской экономики, сдавших заметно свои позиции, грузовой автомобильный парк № 4 смотрится вполне презентабельно. Хотя еще лет десять назад, помнится, многие пророчили ему пучину рыночной стихии.

И такие опасения имели основание: износ подвижного состава составлял более 80 процентов; заказов на грузоперевозки было мало и, соответственно, зарплаты были мизерными; водители увольнялись десятками, даже заправить грузовик или купить мелкую запчасть представлялось большой проблемой.

Совершенно иная картина

наблюдается сегодня. Среди 26 предприятий Минтранса Барановичский ГАП № 4 (штатная численность работников 200 человек, 95 из них – водители) считается одним из лучших. За достигнутые результаты в позапрошлом году предприятие удостоилось занесения на областную Доску почета, Почетного диплома «Брестоблавтотранса». 

А год прошлый стал рекордным в 68-летней истории автопарка по объему инвестиций – 8,5 миллиарда рублей (почти миллион долларов) было направлено на приобретение 14 единиц подвижного состава: шести автопоездов, двух самосвалов с прицепами, седельных тягачей стандартов Евро-5 и Евро-6.

Нынче ГАП № 4 имеет 112 единиц автомобильной техники, в том числе 17 новых современных автопоездов.

Выйдя в 2009 году на рынок международных транспортных услуг, предприятие твердо на нем закрепилось и добывает валюту. В текущем году на заграничных маршрутах оно заработало 800 тысяч долларов. Колесят барановичские грузовики практически по всем странам Европы. Везут за кордон белорусскую мебель, пиломатериалы, товары бытовой химии, а домой возвращаются со стройматериалами, другими востребованными грузами. Международные перевозки, таким образом, стабильно составляют 25–27 процентов дохода предприятия.

Зарабатываем вместе

Вносят свою весомую лепту в общее дело и другие структурные подразделения автопарка: автошкола и станция диагностики (в текущем году заработали соответственно 1,8 и 1,6 млрд. рублей), комплекс общественного питания, платная автостоянка на улице Тельмана. Общими усилиями  в конечном итоге получен доход в размере 33 миллиардов рублей.

– В этом не моя заслуга, а всего нашего коллектива, который трудится самоотверженно, видит перед собой цель и стремится к ней, презирая разного рода трудности, – говорит директор автопарка Сергей Амелин. – А их, поверьте, хватает сегодня у всех. И наше предприятие не исключение. Одна только дебиторская задолженность составляет 7 миллиардов рублей! Неуклонно растут цены на топливо. Да и конкуренты не спят в шапку, то и дело норовят перебежать дорогу. Около 1700 автомобилей-рефрижераторов нынче в Беларуси стоят без работы или перебиваются случайными заказами. Нельзя не сказать и об убыточности городских перевозок (молоко, хлебопродукты), которые мы выполняем, которые не дотируются из бюджета. Поэтому довольствоваться достигнутым и почивать на лаврах, считаю, для нас непозволительная роскошь…

На пульсе времени

Из беседы с Сергеем Михайловичем автор сделал вывод, что руководство автопарка держит руку на пульсе времени и делает все возможное, чтобы отлаженный механизм производительности труда не дал сбоев. По возможности повышается заработная плата – за год выросла почти на 20%. 1 миллиард рублей выделен на благоустройство внутренней территории автопарка. В столовой для работников предприятия предусмотрены скидки на питание. До нового года планируется закупить еще три легковых автомобиля, которые послужат автошколе хорошим подспорьем.

– Главный залог наших достигнутых и грядущих успехов – профессионалы, надежные, проверенные в деле работники, – говорит Сергей Амелин. Их у нас немало: мастера производственного обучения Николай Бородич и Владимир Шило, водители Николай Махнач и Виктор Щурко, слесарь по ремонту автомобилей Святослав Пашко, главный бухгалтер Наталия Гизун, другие. Многие из них по праву отмечены нагрудным знаком «Почетный транспортник».

Главное – идти вперед

Дефицита с заказами мы не испытываем. Наши автомобили работают в песчаных карьерах, на строительстве крупных автомагистралей, мы сохранили лучшие традиции в перевозке сезонного урожая и социально значимых товаров. В прошлом году завершили работу по оптимизации численности и структуры автопарка, пересмотрели себестоимость грузоперевозок. Приоритетом при заключении договоров стала платежеспособность клиентов. Доходы от всех видов деятельности выросли на 117,5% при положительной рентабельности 8,2%, при этом рост производительности труда соответствует росту заработной платы.

Каковы планы на будущее? Работать еще продуктивнее, еще результативнее. И это, в первую очередь, касается развития международных грузоперевозок. Живя заботами сегодняшнего дня и выстраивая планы на будущее, наш коллектив старается приумножить достигнутые показатели, быть всегда в числе лучших, любить свою работу и верить в то, что успех не приходит случайно.  Главное – идти вперед с оптимизмом, ведь жизнь требует движения.

Николай ХУДЕНКО

 

И по инструкции, и по-человечески

Доброжелательный, коммуникабельный, легкий в общении, грамотный специалист, до малейших нюансов знающий маршрутную сеть – это все о нем, начальнике отряда городских автобусных перевозок Дмитрии Радченко. Такую характеристику Дмитрию Дмитриевичу дали коллеги. К этим словам я бы добавила еще несколько штрихов: очень скромный, никогда и нигде не выпячивающий себя, радеющий за дело и не боящийся брать на себя ответственность.

– Дмитрий Дмитриевич, мне кажется, мы с вами сотрудничаем уже лет двадцать – не меньше. Я даже, простите, позволяю себе называть вас Дим Димычем. Спасибо, что не возражаете… 

– Меня так многие называют – так проще, да и ничего в том плохого не вижу. К тому же мы и в самом деле давно сотрудничаем с газетой.  В автобусный парк я пришел в 1983 году после окончания Могилевского машиностроительного института инженером-технологом, с 1994 года возглавил первый автоотряд, который занимается городскими перевозками.

– А какое отношение имеет машиностроительный институт к пассажирским перевозкам?

– В этом институте был факультет автомобильного хозяйства. Я его и выбрал. А потом вернулся домой, в Барановичи.

– Почему уехали аж в Могилев? Минск-то гораздо ближе, удобнее добираться.

– Учился в школе «слишком хорошо», поэтому поступить в столичный вуз шансов было не много. А очень хотелось стать автомобилистом.  У отца был легковой автомобиль, я с детства видел, как он с ним возится и очень хотел попробовать так же сам. Мечтал ремонтировать технику, пусть даже автобусы, а попал в службу перевозок. Честно говоря, очень не хотел…

– Но это же живая работа.

– Прежде всего это нервная работа. А я не могу ругаться в силу своего характера, да и не хочу.

–  Извините, стала невольным свидетелем вашего разговора с водителем. И оценила вашу сдержанность. Вы очень спокойно и в то же время довольно аргументированно объяснили эмоциональному работнику, почему он лишен премии к профессиональному празднику. Вы – дипломат.

– Я стремлюсь быть справедливым. Он хороший водитель, но в списки премируемых не попал, потому что не выполнил один показатель. Таково положение, которое принято и давно действует в автобусном парке. Премию получают только те работники, которые трудились год без малейших нарушений. Все честно и справедливо.

– У вас особые подходы к каждому водителю?

– Да нет – просто я их всех хорошо знаю. Все они нормальные люди. Никогда с ними не заигрываю, не лицемерю. Они это ценят, мне кажется.  

– Сколько сейчас водителей в отряде городских перевозок?

– 216.

– Ого, какая армия. Как постоянный пассажир автобуса, замечаю много молодых лиц. Ваш коллектив намного обновился?

– Да, пришли новые водители. Но молодежь пришла – и… молодежь ушла. Далеко не каждый выдержит такой напряженный график работы, когда в три часа ночи надо встать, а в 4.30 утра уже выехать из гаража на линию и в три часа ночи лечь спать. Я бы в таком режиме не смог работать. Поэтому очень благодарен водителям за тяжелый и добросовестный труд, тому костяку, который сложился в нашем отряде, диспетчерам, особенно старшему диспетчеру Марине Васильевне Лайша за четкую организацию процесса перевозок, работникам ремонтных служб. Мы все работаем на общее дело – перевезти пассажиров. Безмерно рад, что у нас сложился хороший коллектив.

– Каков сейчас средний возраст водителей городских автобусов?

– Сразу так и не скажу. Самому молодому водителю 22 года, а самому старшему – Леониду Григорьевичу Русаку – 65 лет. Он большой молодец, чемпион мира по гиревому спорту.

– Еще недавно автобусный парк переживал сложные времена. Из-за невысокой зарплаты водители автобусов, особенно на городских перевозках, массово увольнялись. Как тогда справились с трудностями, что предпринимали, чтобы перевезти пассажиров?  Хорошо помню, как вы говорили: «На работу идти не хочется…»

–  Говорил. И даже сам пытался уволиться – так тяжело было. Люди уходили. Со старшим диспетчером мы уговаривали водителей остаться, просили потерпеть, переждать сложный период. Кто-то понимал – и оставался. Другие уходили. Мы пересаживали на автобусные маршруты водителей служебных автомобилей автопарка. Многие водители нашего авто­отряда выходили на работу вне графика. Постоянно повторяли объявления в автобусах о наборе водителей. Так и выкрутились. К счастью, те времена позади. Нынче у нас стабильная, четкая работа. Водители если и уходят, то, как правило, на пенсию. Средняя зарплата у них – 8 миллионов 600 тысяч рублей.

Сейчас у нас очередь из желающих устроиться на работу в автобусный парк. Не каждого берем.

– Вы сказали, что тоже хотели уйти из автобусного парка…

– И не только в тот раз…

– А что задержало?

– Директор Владимир Владимирович Пучко уговорил остаться.

– Зная эмоциональный характер Владимира Владимировича, полагаю: вы ему приглянулись. Наверное, нашли верный подход?

– Я подходов ни к кому не ищу. Все получается так, как складывается.

– Не скажите, Дим Димыч. Наблюдала, как вы с пассажирами разные спорные ситуации разруливаете, причем во многих случаях принимаете их сторону. Глядишь, после такого разговора конфликт и исчерпан. А извиниться, если не правы, можете?

– Если не прав, могу извиниться и перед водителями, и перед пассажирами. Всегда стараюсь разобраться по справедливости. Если виноват водитель, он отвечает. Я всегда напутствую водителей словами: «Оставайся человеком и за рулем». Но часто и пассажиры необоснованно жалуются. Дескать, не подождал, не открыл дверь, отъехал. Одного взял. А другой дальше бежал – не подождал. Но в правилах перевозок четко написано: пассажир обязан ожидать транспорт на посадочной платформе.

– Понимаю, вы действуете по инструкции. А по-человечески?

– Мы стараемся поступать по-человечески. Но и пассажиры должны понимать: не просто так записано в инструкции, что водитель может прибыть на остановку на три минуты ранее и отправиться на пять минут позже указанного времени. Если водитель выбивается из графика, он наказывается: теряет премию. Иногда пассажир жалуется: дал деньги на талон, а водитель отказался продать билет, объяснив, что у него нет сдачи. Мы начинаем разбираться и выясняется, что человек дал купюру номиналом 200 тысяч рублей, чтобы купить один талон! Пока водитель отсчитает сдачу, время уйдет.

– А когда было легче работать, 20 лет назад или теперь?

– Конечно, теперь. Посмотрите, какие условия для работы созданы в автопарке! В те времена в цехе техобслуживания вода зимой замерзала. Сегодня и в холодную пору работать там комфортно. Коэффициент выпуска автобусов на линию тогда был гораздо ниже: на протяжении всего забора стояли поломанные «ЛиАЗы», «Икарусы». По своим эксплуатационным качествам эти машины были гораздо хуже. Нынешние автобусы «МАЗы» – техника более надежная. Старше 10 лет у нас теперь практически нет автобусов: две или три машины остались. Постоянно обновляем парк: в этом году 11 автобусов списали, получили четыре. Активно ремонтируются городские улицы – меньше ломаются автобусы, меньше денег тратим на их ремонт, остановки благоустраивают, карманы новые делают – этого нельзя не отметить.

– Какая проблема, на ваш взгляд, самая актуальная в перевозке городских пассажиров?

– Мы ограничены в своих возможностях. Несмотря на обновление техники, её катастрофически не хватает.

Из 103 автобусов, которые задействованы на городских перевозках, на линию в час пик мы выпускаем 91! Сегодня самый высокий коэффициент выпуска – 85% – в барановичском автобусном парке. Только 12 машин стоит в запасе (из них пять – на техобслуживании). Этого маловато. Несмотря на то, что добавили три автобуса на маршруты в Боровки, проблема перевозки пассажиров с этого большого района по-прежнему самая больная. Хотелось бы добавить автобусы и на 6-й маршрут, чтобы вывезти пассажиров с улицы Промышленной. Хотя теперь интервал движения в час пик составляет 12–14 минут.

– Всегда отмечаю, как четко вы действуете во время городских, религиозных  праздников, когда поздние службы в церкви проводятся. Особенно впечатляет работа на поминальные дни: на Радоницу и осенью. Теперь нет надобности выезжать на кладбище на личном автомобиле. Наша семья уже давно от этого отказалась…

– Все приходит с опытом. Мы каждый раз отслеживаем ситуацию, анализируем. Выезжаем на места с комиссией, в которую входят специалисты и торговли, и ГАИ, и коммунальных служб. Госавтоинспекция отлично работает. Каждый добросовестно делает свое дело. Общими усилиями достигается результат. 

– Вы представляете себе другое место работы?

– Трудно, конечно, представить. Когда все хорошо, лучшего не надо. А когда возникают сложности, сильно переживаю за все. Вот похолодало, и я думаю, что скоро придут сильные морозы, начнутся снежные заносы. А надо организовать процесс, чтобы и в этой экстремальной ситуации наши горожане вовремя уехали на работу и вовремя вернулись домой. На выпуск автобусов на линию в такие дни приходят все работники автопарка. Ночью водители выходят, прогревают машины.

И эта сплоченность нашего коллектива поддерживает.

 

Их работа проверена временем

В эти дни коллектив автобусного парка отмечает 70-летие со дня рождения предприятия. К юбилейной дате приурочено открытие музея. Необычного музея. Под него работники парка оборудовали символ прошлых лет – автобус «Икарус».

Свой бег по улицам города он завершил в 1995 году. Уникальность автомашины в том, что это исторический экземпляр – совместный продукт фирм «Амкодор-Икарус». Здесь все оригинально.

«Наша работа проверена временем» – этот слоган на кузове автобуса-музея очень точно характеризует деятельность коллектива. В котором каждый из 657 человек  (в том числе 316 – водители) нацелен на успех, каждый стремится заработать, увеличить доходы своего предприятия. И это коллективу удается. За девять месяцев нынешнего года барановичский автобусный парк получил чистой прибыли около 650 миллионов рублей. Причем этот результат достигнут за счет активного развития прочих видов деятельности: станции техобслуживания (подобной по оснащенности в городе нет), ремонта транспорта сторонних организаций и частных лиц, столовой, оказания туристических услуг. Они дали автобусному парку около 3 миллиардов рублей чистой прибыли. Городские и пригородные пассажирские перевозки принесли парку, увы, убытки. Несмотря на это, за девять месяцев в городе потеряно только 12 (!) рейсов (из-за поломок автобусов), тогда как каждый день водители городских автобусов совершают 1 500 рейсов!

Барановичский автобусный парк и сегодня – один из лучших в республике и по результатам работы, и по благоустройству. Какая красивая и ухоженная территория, какой порядок в мастерских, цехах! К слову, на благоустройство территории здесь выходят все работники предприятия два раза в неделю.

Светлана ГИЛЬ



  • Мы в социальных сетях: