19 августа, в понедельник, Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник – Преображение Господне.
Иисус, по рассказу евангелиста Матфея, взял «Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи… Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
– Господь пришел в мир для того, чтобы мир преобразился, – говорит настоятель храма Преображения Господня д. Новая Мышь протоиерей Василий Картовицкий. – Преображение – это та программа, которую Бог дал роду человеческому. Вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы преображать себя и окружающий нас мир, преображать личные, семейные, общественные отношения, преображать и украшать лицо земли.
Откуда и когда пришёл к нам этот праздник, почему в этот день освящаются плоды земли, рассказывает отец Василий:
– Праздник Преображения пришел к нам из Византии вместе с принятием христианства в далёком Х веке, а там эта традиция имела ещё более глубокие и древние корни. Греки, как и многие другие этносы Средиземноморья, были народом торговым, и основным их, как бы сейчас сказали, торговым брэндом, было оливковое масло и вино. Эти продукты, помещенные в амфоры, развозились на кораблях по всему доступному тогда миру. Поэтому люди возносили молитвы к Богу об умножении урожая оливок и винограда и в августе приносили спелые плоды как результат своего труда в храм на освящение, благодаря таким образом Творца за эту милость.
Но даже человеку далекому от веры и религии вообще в этот день есть над чем задуматься. Каждый раз, когда смотришь на румяный, налитый соком бочок спелого яблока или любуешься прозрачной ягодкой винограда, то буквально потрясает эта удивительная красота, продуманность каждого элемента этих прекрасных даров земли. Откуда яблоня, груша или виноградная лоза знают, какие элементы им необходимо взять из почвы, из воды, чтобы в результате получился такой вкусный и полезный фрукт, ягода? Вывод напрашивается сам собой – насколько же велик и разумен Тот, Кто дал нашей земле законы, благодаря которым живёт природа и должна жить вся тварь на земле, в том числе человек. Нам следует бесконечно благодарить Бога за Его великую милость к нам! Особенно сейчас, когда экологический кризис с колоссальной скоростью охватывает всю нашу планету, разве не чудо, что земля всё ещё продолжает приносить свои плоды?
«Хорошо нам здесь быть», – воскликнул апостол Петр, когда Божественное сияние на горе Фавор озарило всё вокруг, коснувшись и апостолов. «И с тех времён христианство, Церковь, вера суть постоянное, радостное повторение этого «хорошо нам здесь быть!» – говорит протопресвитер Александр Шмеман, известный богослов XX века. – А также – мольба о присносущном свете, жажда просветления и преображения. Сквозь тьму и зло, сквозь серость и будничность мира, как луч сквозь тучи, – сияет этот свет. Его знает душа, им утешается сердце, им постоянно живёт и подспудно преображается наша жизнь. «Господи! Хорошо нам здесь быть!» О, если бы эти слова стали нашими, о, если бы они могли стать ответом нашей души на дар Божественного света, о, если бы могла наша молитва стать молитвой о преображении, о победе света!.. «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный!»