С начала года на улицах города случилось 15 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых 16 человек были ранены. Если смотреть в целом, то ситуация по сравнению с аналогичным периодом прошлого года изменилась незначительно: тогда было зарегистрировано 14 подобных происшествий, в которых пострадали 15 человек. Казалось бы, можно успокоиться: пусть и нет снижения аварийности, зато не допустили серьезного роста. Однако начальник отдела Госавтоинспекции Барановичского городского отдела милиции подполковник милиции Геннадий Гетман считает иначе: аварийность с участием пешеходов представляет серьезную проблему для города.
Мы проанализировали все случаи подобных дорожно-транспортных происшествий, – говорит Геннадий Гетман, – и пришли к выводу, что все чаще сами пешеходы провоцируют трагедии на дороге.
Чтобы не быть голословным, подполковник милиции привел следующие цифры: если в 2011 году по вине пешеходов за 9 месяцев случилось 4 ДТП, то в текущем – уже 9. Обратная картина наблюдается в отношении водителей автотранспорта: в 2011 году они допустили 9 дорожно-транспортных происшествий с таким же количеством раненых, нарушив правила проезда пешеходных переходов, в 2012 – 6 ДТП (и 6 раненых). Выходит, сознательность автомобилистов растет, а благоразумие пешеходов – падает?
По мнению Геннадия Гетмана, этот вывод близок к истине. Чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов становится желание горожан и гостей города перейти проезжую часть в неустановленном месте. Даже если до пешеходного перехода остается всего-то каких-нибудь метров 10-15, люди предпочитают не думать о своей безопасности, переходя дорогу там, где заблагорассудится. Вот лишь один пример. Две жительницы района почтенного возраста приехали в город в выходной день за покупками. Когда пенсионеркам понадобилось перейти центральную улицу города – улицу Ленина, то пользоваться пешеходным переходом со светофором они не стали, а смело ступили на проезжую часть в 15-ти метрах он него. В итоге обе оказались на больничной койке: женщин сбил мотоциклист, не заметивший их из-за стоявшего автомобиля.
Однако от неприятностей не застрахованы и те пешеходы, что ступают на проезжую часть строго на пешеходных переходах.
– В Правилах дорожного движения четко прописано, что пешеходы имеют преимущественное право на пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале светофора, – говорит Геннадий Гетман. – И, как правило, пешеходы хорошо знакомы со своими правами. Однако мало кто задумывается о том, что у них есть еще и обязанности. Так, в пункте 17.2 Правил дорожного движения указано, что пешеход обязан переходить проезжую часть дороги по пешеходным переходам, убедившись, что выход на проезжую часть безопасен. К сожалению, далеко не все пешеходы выполняют это правило. Чаще всего пешеход, выходящий на проезжую часть и твердо уверенный в своем преимуществе, не утруждает себя даже таким знакомым всем правилом, как «посмотри налево, посмотри направо». А ведь находящемуся в непосредственной близости от пешеходного перехода автомобилю остановиться перед внезапно показавшимся человеком куда труднее, чем самому пешеходу сделать шаг назад и пропустить машину.
– Следует не забывать, что автомобиль, едущий со скоростью 60 километров в час, за одну секунду проезжает 16,6 метра, – объясняет Геннадий Гетман. – А одна секунда – это время реакции водителя и время срабатывания тормозов. При этом нельзя быть на сто процентов уверенным, что водитель видит пешехода и предпримет действия для остановки транспорта: человек за рулем может отвлечься на эту самую секунду – и это приведет к трагедии. Кроме того, пешеход может попасть в так называемую «зону слепоты» для водителя.
Подобная история произошла с жительницей города. В темное время суток женщина переходила проезжую часть проспекта Советского по нерегулируемому пешеходному переходу. В это время к переходу с двух сторон подъезжали два легковых автомобиля. Ослепленные светом фар друг друга, водители не увидели человека на переходе, в результате чего женщина оказалась под колесами одной из машин. Пострадавшая была одета в темную одежду, не была обозначена светоотражающими элементами.
– С наступлением осени, когда световой день становится короче, традиционно возникает еще одна проблема: упорное нежелание пешеходов пользоваться светоотражающими элементами, – подчеркивает Геннадий Гетман.
Несмотря на многолетние убеждения Госавтоинспекции, многие люди пользуются светоотражающими элементами лишь для того, чтобы не заплатить штраф за их отсутствие. А потому нередки случаи, когда эти самые «фликеры» носят в сумочке или кармане, чтобы предъявить милиционеру в случае необходимости. Разумеется, такое поведение никоим образом не обезопасит пешехода при переходе проезжей части.
Сотрудники Госавтоинспекции города уже не первый год ведут планомерную и кропотливую работу с населением по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Это и выступления в прессе, и лекции в трудовых коллективах и учреждениях образования, и различного рода профилактические акции.
Еще одно направление профилактической работы – применение штрафных санкций в отношении пешеходов, нарушающих правила. За девять месяцев текущего года за нарушения правил дорожного движения 23 223 человека были привлечены к административной ответственности. Примерно четверть из общего числа нарушителей – 5 346 человек – пешеходы, которые попали под действие статьи 18.23 Кодекса об административных правонарушениях.
– Если раньше в отношении пешеходов чаще применялась такая мера административной ответственности, как предупреждение, то теперь на нарушителей-пешеходов накладываются штрафные санкции, – говорит начальник Барановичского ОГАИ ГОВД. Причем в зависимости от тяжести нарушения сумма штрафа может достигать от одной до восьми базовых величин.
Все нарушители-пешеходы в обязательном порядке попадают и на лекцию о соблюдении правил дорожного движения. Еще по улицам Барановичей ездит специально оборудованный автобус, в котором нарушителям не только рассказывают о правилах дорожного движения, но и показывают фильмы профилактической направленности.
Кроме сотрудников Госавтоинспекции, контролируют поведение пешеходов на улицах также участковые инспекторы милиции, сотрудники патрульно-постовой службы.
Ещё одно направление профилактической работы – обследование улиц города на предмет безопасности для пешеходов и оборудование их в случае необходимости светофорными объектами, искусственными неровностями. Только в этом году в Барановичах появились четыре «лежачих полицейских»: два – на улице Фабричной, по одному – в переулке Клубном и на улице Баранова у детской хореографической школы. Вскоре искусственная неровность появится на проспекте Советском при выезде из Барановичей.
– Нравится это автолюбителям или нет, но и в будущем мы продолжим установку искусственных неровностей, – говорит Геннадий Гетман, – особенно там, где часто отмечаются превышение скорости, где водители не спешат остановить машину. Мы будем делать все возможное, чтобы люди на улицах города были в безопасности.