Горожанка Галина Владимировна рассказала в письме в редакцию грустную историю недавней покупки на Алексеевском рынке. На мой взгляд, она довольно поучительна: мы мало знаем о своих правах и в форс-мажорных обстоятельствах не можем за себя постоять.
В мясном павильоне покупательница приобрела 300-граммовый кусочек сыровяленого мяса, завернутого в полиэтиленовую пленку.
«Придя вечером домой и выкладывая продукты, я увидела, что мясо скользкое, покрытое слизью. Я выложила его на тарелку, освободив от плохо пахнущей пленки и поставила в холодильник. На следующий день к обеду дочь, попробовав угощение, сказала, что оно испорчено.
Я попробовала мясо: оно было горьковатым на вкус и с не очень хорошим запахом. Есть его мы не стали, и после некоторых колебаний (жаль времени) я отправилась на рынок искать правду.
Когда я нашла продавца, у которой купила мясо, пожалела о том, что приехала на рынок.
Продавец сразу пошла в наступление, разговаривала на повышенных тонах. Заявила, что такого мяса у нее не было, она им не торговала, и что я, сутки продержав дома мясо и испортив его, посмела обратиться к ней. Ей на помощь пришли коллеги по цеху, дружно набросившись на меня с криком и обвиняя в чем-то, до сих пор не пойму в чем.
Тогда я попыталась дозвониться до владельца торговой точки «Фермерское хозяйство «Биопродукт Шаку», однако ответом были слова «абонент временно недоступен». Продавец уже не отказывалась от товара, продолжая громко настаивать на своей правоте.
Затем она кому-то позвонила, через некоторое время подошла другая продавец. Извинилась, взвесила мясо, вернула деньги (стоимость мяса почему-то изменилась). На мой вопрос, почему не выдаются чеки, ответа я не получила. Ведь наличие чека сняло бы многие вопросы. В общем, ушла я с рынка с высоким давлением и с дрожью в руках.
Несколько дней я надеялась, что хозяин «Фермерского хозяйства «Биопродукт Шаку» позвонит и извинится за хамство своего продавца, но – увы.
Рассказала об этом в письме в газету, чтобы другие покупатели не попали в подобную историю.
И очень надеюсь, что продавцы сделают для себя адекватные выводы».
– Галина Владимировна, а почему вы не попросили у продавца книгу замечаний и предложений? – задала первый вопрос своей собеседнице, когда прочитала её письмо.
– Просто от такого напора хамства я не смогла сообразить, что делать. Я решила, что самое лучшее – позвонить хозяину торговой точки. Однако он не отозвался, как я и написала в письме.
– Тогда почему не обратились к администрации рынка?
– Что толку? Рынок-то частный, правды там не найдешь.
– А это зря. Правила торговли для всех рынков, несмотря на их форму собственности, едины.
С этих же слов начала свой комментарий письма в газету директор «Алексеевского» рынка Елена Терентьева.
– Мне очень жаль, что у некоторых горожан такое мнение. Оно в корне неверно, потому что правила торговли для всех рынков едины. Ситуации бывают разные, но по большому счету я всегда на стороне покупателя, исхожу из его позиции. Об этом знают работающие на рынке предприниматели и продавцы. Покупательнице надо было подойти к администратору рынка, который работает и в выходные дни, и рассказать о случившемся.
С Еленой Терентьевой мы отправляемся в мясной павильон. Находим женщину, у которой наша заявительница приобрела злополучное мясо. Продавец Светлана Юрченко скрывать ничего не стала: «Да, конфликт произошел со мной. Но почему покупательница не принесла мясо сразу утром следующего дня, а вернула его только через сутки? Как я могу поверить, что она купила испорченный продукт, а не испортила его сама?»
Резон в словах продавца есть. Но ведь покупательница Галина Владимировна честно написала в письме, что колебалась, стоит ли ехать «за правдой». А когда и дочь подтвердила, что «мясо испорченное», твердо решила вернуться на рынок.
По телефону я разыскала индивидуального предпринимателя – хозяина торговой точки. Сергей Алексеевич заметил:
– Сожалею, что такое произошло – это неприятно, тем более что ничего подобного у меня до сих пор не случалось. Я не принимаю ни сторону продавца, ни сторону покупателя. У каждого из них своя правда. Я тогда не смог ответить на звонок покупательницы, потому что был в заграничной командировке. Но есть другие способы уладить конфликт: книга замечаний и предложений, руководство рынка, ветеринарный врач.
Про ветврача – это правда. Директор рынка Елена Терентьева рассказала, что на рынке есть своя лаборатория, которая оснащена всем необходимым оборудованием, ветврач ежедневно, с 7 утра, контролирует сроки годности товара. Это подтвердила и сама ведущий ветврач-санэксперт Ольга Волощик:
– Я проверяю все: дату изготовления, качество продукта, маркировку, температуру в витринах, у нас все под контролем.
Но об этом факте нашей покупательнице Галине Владимировне никто из продавцов не сообщил, не посоветовал ей обратиться к ветеринарному врачу, чтобы та помогла установить истину. А сама она на объявление на дверях лаборатории в том состоянии внимание обратить не могла.
Собственник торговой точки индивидуальный предприниматель Сергей недоумевал: «Не понимаю, зачем надо было обращаться в газету, если все разрешилось: покупательнице вернули деньги, перед ней извинились?» А я даже «спасибо» сказала Галине Владимировне за то, что она подняла эту тему.
– За товар, который реализует, несет ответственность продавец, – комментирует факт заместитель главного санитарного врача зонального центра гигиены и эпидемиологии Лилия Селезнева. – Но разве вы, как покупатель, не изучаете маркировку, разве вам не интересно, где произведен товар, каков его конечный срок реализации? Я, например, всегда смотрю на эту информацию. И любой другой покупатель должен смотреть, хотя, еще раз повторю: не задача покупателя – следить за сроком годности, это – дело продавца.
В подтверждение слов санитарного врача приведу такой пример. Моя знакомая в одном хорошем городском магазине купила фасованное куриное филе. Продукт дорогой. Когда дома развернула пленку, мясо оказалось с небольшим душком. Но в магазин не поехала, продукт хорошенько вымыла, при готовке не пожалела специй и накормила семью. Ничего не случилось. Но сейчас каждый раз, когда покупает любой продукт в упаковке, просит продавца его развернуть и непременно нюхает, чтобы потом не было претензий.
Кстати, продавцы мясного павильона рынка «Алексеевский» обратили моё внимание на то, что сыровяленое мясо Молодечненского мясокомбината, которое покупала наша героиня Галина Владимировна, не совсем обычного вкуса. Оно полностью усыпано специями и называется: продукт «Праздничный» деликатесный. По словам продавцов и самого предпринимателя Сергея, эту самую пикантность и придают продукту специи. Попробовав «Праздничный» продукт, я почувствовала легкую горчинку послевкусия. «Возможно, Галина Владимировна и её дочь и приняли эту горчинку за испорченность», – говорит индивидуальный предприниматель.
Так или иначе, теперь судить трудно. А что совершенно ясно из этой истории, так это то, что мы, покупатели, в большинстве своем являемся беспечными. И беспечность чаще всего исходит от доверия к тому же продавцу. Вот и Галина Владимировна о чеке спросила только после случившегося. А если бы сразу потребовала документ, глядишь, не пришлось бы доказывать, что эту покупку горожанка сделала именно здесь.
Впрочем, в своем отношении к документам на покупку пострадавшая читательница не одинока. Я, допустим, никогда не беру чеки на рынке, не раз наблюдала, как не требуют их и другие покупатели. Да и продавцы продуктов питания, как правило, их не выдают. И законодательство при этом не нарушают.
Разъяснение специалиста
Вот что рассказал начальник отдела консультаций инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи Вячеслав Майковский:
– Порядок приема наличных денежных средств регламентирует совместное постановление Совмина республики и Национального банка. Если человек приобретает одежду, обувь, другие промышленные товары, то квитанция обязательно выписывается в двух случаях: если стоимость одной единицы товара превышает одну базовую величину, то есть 150 тысяч рублей, или по требованию покупателя. В отношении продуктов питания первый случай отсутствует. То есть покупателю могут выписать квитанцию о приеме наличных денег только по его требованию.
Занимаясь письмом Галины Владимировны, вспомнила правило, о котором просит не забывать юрист городской организации Общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей» Александр Савчук: «Чек – это гарантия ваших прав». Лилия Селезнева, между прочим, тоже сразу поинтересовалась, был ли у горожанки документ на покупку. И хотя отсутствие чека, как заметил Вячеслав Майковский, не лишает человека прав отстаивать свои интересы, все же гораздо надежнее, если документ, подтверждающий покупку, у нас имеется.
Но это юридическая сторона дела. Истину же в этой истории я уловила в другом. С необыкновенной легкостью мы научились обижать, оскорблять друг друга, хамить. Вместо того, чтобы просто попросить у человека прощения. Но именно это для многих почему-то является самым трудным.