Последняя новость: правительство предусматривает внедрение в республике системы дифференцированной оплаты услуг за электроэнергию для населения. Проект постановления об этом выносится на общественное обсуждение. Сегодня ясно одно, что таким образом нас готовят к постепенному переходу на 100-процентную оплату затрат энергоснабжающей организации. Произойти это должно в 2015 году. Читателям газеты предлагаем ознакомиться с вариантами формирования тарифной политики государства на услуги электроснабжения, которые редакции предоставили Министерство энергетики и производственное объединение «Белэнерго».
Несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на такие услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. К примеру, на электрическую энергию население (в среднем 290 рублей за 1 киловатт-час) возмещает менее 35% затрат энергоснабжающих организаций на ее производство и доставку потребителю. Низкий, по мнению Минэнерго, уровень тарифов не стимулирует население рационально и экономно использовать электроэнергию. Два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения помогут ликвидировать ценовую диспропорцию.
Вариант первый
Внедрение дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с дейст-
вующим в республике механизмом оплаты населением услуги водоснабжения) с поэтапным повышением базового тарифа на электроэнергию в зависимости от темпов роста заработной платы и других доходов населения. При этом предлагается установить льготные объемы потребления электроэнергии на абонента (семью) в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, от сезона года и от типа установленной в жилом помещении плиты для приготовления пищи (электрической или газовой), которые будут оплачиваться по базовому тарифу (на 1 сентября 2012 г. это 250,6 руб./кВтч для жилых помещений с электрической плитой и 295,0 руб./кВтч для жилых помещений с газовой плитой).
Для семей устанавливаются следующие льготные объемы электропотребления:
Состав семьи
|
На семью в месяц, в квартире (жилом доме) с электроплитой, кВтч |
На семью в месяц, в квартире (жилом доме) с газовой плитой, кВтч |
||
С 1 апреля по 30 сентября |
с 1 октября по 31 марта |
С 1 апреля по 30 сентября |
с 1 октября по 31 марта |
|
1 чел.
|
120
|
135
|
70
|
80
|
2 чел.
|
140
|
155
|
85
|
95
|
3 чел.
|
160
|
175
|
100
|
110
|
4 чел.
|
180
|
195
|
115
|
125
|
5 чел.
|
200
|
215
|
130
|
140
|
6 чел.
|
220
|
235
|
145
|
155
|
7 чел. и более
|
240
|
255
|
160
|
170
|
Электроэнергия, потребленная сверх установленных льготных объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, до 2015 года – по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (на 1 сентября 2012 года – 595,0 руб./кВтч).
Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане.
Вариант первый потребует подготовительной работы по сбору информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, в связи с чем внедрение указанного варианта возможно не ранее 1 января 2013 года; ежемесячной корректировки информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан; дополнительных человеческих и финансовых усилий, связанных с необходимостью проведения энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и корректировки абонентских баз данных.
Чтобы исключить перерасчёты оплаты за потребленную электрическую энергию, связанные с регистрацией (перерегистрацией) граждан, населению потребуется своевременно информировать организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, председателей правления жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, председателей товариществ собственников, председателей сельских (поселковых) исполнительных комитетов обо всех изменениях в составах семей граждан.
Как это будет применяться на практике?
Рассмотрим следующий пример. В квартире, в которой установлена электрическая плита, проживает семья из трех человек. В январе эта семья потребила 200 кВтч электроэнергии. Таким образом, за январь семья должна будет оплатить 175 кВтч по базовому тарифу (250,6 руб./кВтч), а 25 кВтч (разницу между потребленными 200 кВтч и льготным объемом 175 кВтч) оплатить по более высокому тарифу (595,0 руб./кВтч). В результате стоимость оплаты за электроэнергию составит 58 730 рублей (175×250,6 + 25×595,0 = 58 730). По сравнению с действующей системой оплаты услуг электроснабжения увеличение в оплате для рассматриваемой семьи составит 8 610 рублей (175×250,6 + 25×595,0 – 200×250,6 = 8 610).
Если эта семья предпримет дополнительные меры по энергосбережению и рациональному расходованию электрической энергии, которые позволят снизить электропотребление на 25 кВтч, то семейный бюджет не только сохранит упомянутые 8 610 рублей, но и сэкономит расходы на оплату услуг электроснабжения на 6 270 рублей.
Указанная система дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения не будет распространяться: на семьи, в которых есть граждане, имеющие льготы по оплате потребленной электроэнергии; на семьи, которые относятся к многодетным и дет-
ским домам семейного типа; на семьи, которые осуществляют расчеты за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам (зонам суток); на семьи, проживающие в жилых домах ведомственного жилого фонда, общежитиях; на членов садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов; членов товариществ собственников, граждан-застройщиков, чьи организации рассчитываются за потребленную на бытовые нужды электрическую энергию по групповым приборам учета электрической энергии.
Вариант второй
Сохранение действующей системы расчетов с поэтапным, более интенсивным повышением до 2015 года тарифов на электрическую энергию для населения.
Характерной особенностью этого варианта является простота системы расчетов за потребленную электрическую энергию без установления предельных объемов электропотребления, сверх которых будет применяться тариф, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат. Кроме того, будет отсутствовать необходимость постоянной корректировки информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.
Предлагаем гражданам высказать свое мнение на интернет-сайтах: Министерства энергетики – www.minenergo.gov.by, Белэнерго – www.energo.by, а также по телефонам (8-0163) 41-12-10 – в рабочие дни с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 17.00 или (8-0163) 41-49-20 – в рабочие дни с 8.00 до 17.00.
Нам важно ваше мнение!
А как горожане относятся к предстоящим новшествам и начнут ли экономить?
Вадим, горожанин:
– А мы и так экономим, и начали с замены обычных лампочек на энергосберегающие. Но в каждой семье, кроме лампочек, масса электробытовых приборов. Да только стиральной машиной пользуемся минимум раз в неделю. Так что же, от всего отказаться, чтобы уложиться в предложенные тарифы? Тарифы явно занижены, вписаться в эти рамки просто нереально. У нас и так люди не жируют, зарабатывают немного, а с них еще больше хотят взять. По моему мнению, с введением данной системы оплаты вновь пострадают бедные слои населения, богатые как ездили на дорогих машинах, так и будут ездить. Поэтому ту дифференцированную форму оплаты, которую предлагают энергетики, принять не могу.
Светлана Курилик, жительница Ганцевичей:
– В нашей семье экономят все и постоянно – к этому уже приучены и взрослые, и дети. В то же время руководствуемся таким принципом: экономия должна быть разумной. Нужен свет, значит, его зажигают, воды потребляют столько, сколько необходимо. И к самой системе дифференцированной оплаты как таковой отношусь нормально. Другое дело, что так называемые льготные тарифы на оплату электроэнергии далеки от реальности. Не могу согласиться и со вторым вариантом, когда заметно будут повышать тарифы на электроэнергию. Это будет болезненно для всех.
Сергей, горожанин:
– Любой здравомыслящий человек понимает, что рано или поздно за все коммунальные услуги придется платить по полной. Но не хочется, чтобы это время наступило уже сегодня или завтра. Поэтому, знаю, многие люди против повышения тарифов, в частности против введения дифференцированной системы оплаты за электричество. Я пока холост, живу с родителями. Свою лепту в оплату коммунальных услуг вношу, однако пока не ощущаю всей тяжести этой нагрузки на семейный бюджет. Да и, признаться, мы особо не экономим ни на чем. А экономить, судя по всему, придется.
Елизавета, молодая мама:
– Не могу понять, откуда берутся такие лимиты?! Самая экономная бабка, уверена, не уложится в эти цифры. Я с семьей живу в доме по улице Царюка, где буквально все на электричестве. У нас пока нет газа – это очень дорого, поэтому пользуемся электрическим водоподогревателем. В семье маленький ребенок, вода нужна постоянно. Зимой мы потребляем 500–600 киловатт. Так что дифференцированная система оплаты за электроэнергию для моей семьи – неподъемная ноша. И мы будем выступать против.