Стремительно развивающиеся информационные технологии позволяют облегчить жизнь тысячам людей. Например, дистанционные сервисы банковского обслуживания дают возможность самостоятельно оплачивать коммунальные платежи, пополнять счет мобильных телефонов, не тратя время на утомительное стояние в очередях.
Однако многие жители нашего региона все так же из месяца в месяц отправляются в банки или почтовые отделения. При этом подавляющее большинство тех, кто пристраивается в «хвост» длинной очереди, являются владельцами платежной карточки, по которой сегодня получают и заработную плату, и пенсию.
– Сегодня у пользователей SMS-банкинга, ТВ-банкинга, М-банкинга и интернет-банкинга практически отсутствует необходимость посещать учреждения банка, тем более выстаивать длинные очереди, – рассказывает заместитель директора филиала № 802 ОАО «АСБ «Беларусбанк» – начальник центра розничного бизнеса Наталья Калач. – Эти сервисы позволяют с помощью мобильного телефона или компьютера совершать практически все операции, доступные и в учреждениях банка.
Для тех, кто еще не знаком с этими новинками, кратко расскажем о каждой из них.
SMS-банкинг – это управление счетом при помощи SMS-сообщений, отправляемых на номер 611. ТВ-банкинг – это управление счетом посредством телевидения Zala. М-банкинг – управление счетом с помощью специального приложения, установленного в мобильном телефоне. Интернет-банкинг – управление счетом через сеть Интернет 24 часа в сутки 7 дней в неделю. То есть оплатить те же коммунальные услуги можно хоть в воскресенье в два часа ночи.
– Альтернативным каналом проведения платежей, предназначенным для активных пользователей Интернета, является услуга «Интернет-банкинг», – рассказывает Наталья Калач. – «Интернет-банкинг» позволяет осуществлять широкий спектр платежей, а также совершать такие операции, как открытие депозитов, регистрация услуги «SMS-оповещение» (возможность реализована в текущем году), подключение «SMS-банкинга», получение мини-выписки по счетам и многие другие виды услуг.
Что же останавливает горожан от пользования этой весьма удобной услугой? Как правило, незнание того, как ее подключить. Однако на самом деле сделать это не просто, а очень просто. Подключение возможно двумя путями: в учреждении банка либо с помощью online регистрации. В первом случае необходимо обратиться в филиал или центр банковских услуг ОАО «АСБ «Беларусбанк» с документом, удостоверяющим личность, и платежной карточкой, эмитированной банком. Сотрудник банка выдаст вам Имя пользователя (Login), необходимое для входа в систему интернетбанкинга, а также карту сессионных ключей (карта кодов).
On-line регистрация на web-сайте банка позволит и вовсе избежать посещения банка. Если вы выбираете этот способ, то вам нужно всего лишь подать заявку на web-сайте банка https://ibank.asb.by. После этого в течение 10 рабочих дней сотрудники почты доставят вам на дом карту кодов, необходимую для использования системы «Интернет-банкинг».
– Хочу отметить, что для пользования «Интернет-банкингом» не обязательно даже иметь компьютер, – поясняет Наталья Калач, – в текущем году пользовательский интерфейс «Интернет-банкинга» был адаптирован под все современные мобильные устройства – смартфон, планшет, ноутбук.
Еще одной востребованной услугой дистанционного банковского обслуживания является «SMS-оповещение». Это получение на мобильный телефон SMS-сообщений о расходных и (или) приходных операциях (снятие наличных денежных средств, оплата товаров и услуг), совершенных с использованием платежной карточки. Услуга доступна как на территории Республики Беларусь, так и за её пределами (при подключенном международном роуминге).
«SMS-оповещение» позволяет владельцу счета контролировать состояние счета в режиме реального времени и оперативно реагировать, если по счету осуществлены несанкционированные операции.
– В текущем году у держателей карточек банка появилась возможность выбора новых видов «SMS-оповещений» – о приходных операциях, расходных операциях и в комплексе – о расходных и приходных операциях, – поясняет Наталья Калач. – Подключить «SMS-оповещение» можно в учреждении банка, в котором открыт счет и была выдана карточка, а также с помощью «Интернет-банкинга».
Ну а что делать тем, у кого платежной карточки пока что нет? Стоять в очередях не требуется и им.
– Тем, у кого нет платежных карточек, на помощь придет инфокиоск, оснащенный купюроприемником и дающий возможность совершать платежи наличными деньгами, – рассказывает Наталья Калач. – Только в отделениях «Беларусбанка» в нашем регионе установлены 34 инфокиоска (9 из которых имеют функцию приема наличных денежных средств). Из всех инфокиосков 13 являются внешними. Это означает, что доступ к ним организован круглосуточно. Не менее важно заметить, что инфокиосками «Беларусбанка» могут пользоваться и клиенты-держатели карточек других банков Республики Беларусь без взимания комиссии за проведенные платежи.
Инфокиоск позволяет производить оплату широкого спектра коммунальных платежей; услуг операторов сотовой связи и интернет провайдеров; позволяет оплачивать налоги, услуги, оказываемые подразделениями по гражданству и миграции. Также инфокиоск позволяет переводить средства со счета на счет; пополнять вкладные счета; покупать билеты на автобусы, покупать и проверять лотерейные билеты «Ваше лото», «Суперлото» и «Пятерочка». В инфокиоске можно оформить подписку на некоторые газеты; получить чек об оплате на адрес электронной почты; зарегистрировать услугу SMS-банкинг, «Автооплата» и многое другое.
Кстати об «Автооплате». Этот сервис дистанционного банковского обслуживания, также позволяющий значительно сэкономить время, малоизвестен широкому кругу жителей региона. А между тем благодаря этой услуге можно организовать совершение необходимых платежей в автоматическом режиме. Например, каждый месяц 17 числа автоматически, без вашего присутствия в банке будет производиться оплата коммунальных платежей, мобильной связи, стационарного телефона, других услуг.
«Автооплата» может быть периодической (платеж совершается в указанный клиентом период – однократно, еженедельно, ежемесячно) и на заданную сумму; платеж по требованию (платеж совершается на заданную клиентом сумму в момент снижения баланса лицевого счета ниже заданного вами порога); платеж по выставленной задолженности (платеж совершается в указанную клиентом дату в сумме задолженности, выставленной к оплате производителем услуг).
Зарегистрировать «Автооплату» можно в любом инфокиоске банка. В случае необходимости сотрудники банка дадут вам консультацию.
– Не нужно бояться технических новшеств, – подчеркивает Наталья Калач. – Овладеть новыми технологиями совсем не сложно. А облегчить себе жизнь с их помощью можно значительно.
Кстати
Подключить услугу «Интернет-банкинг» можно не только клиентам «Беларусбанка», но и всех других банков, функционирующих в Беларуси. К примеру, для подключения (активации) карточек ОАО «Белагропромбанк» необходимо обратиться с соответствующим заявлением и документом, удостоверяющим личность, в отделение банка.
Затем на сайте банка (www.ibank.belapb.by) войти в раздел «Ваши карточки», подраздел «Управление карточками», где отобразится перечень всех карточек банка, держателем которых вы являетесь. При этом карточки со статусом «Активна» уже будут включены в систему «Интернет-банкинг».
Ирина СОСНИНА
Опрос
Пользуетесь ли вы такой услугой, как интернет-банкинг?
Ольга Ткачева, музыкальный руководитель:
– Да, я пользуюсь интернет-банкингом – это просто, удобно, практично и не отнимает много времени. Очень рада, что появилась такая замечательная услуга!
Иван Гробун, пенсионер:
– Я недавно освоил эту сложную, на первый взгляд, систему платежей. Она оказалась достаточно простой и быстрой в использовании. Могу с уверенностью сказать, что интернет-банкинг – это экономия времени, сил и денег.
Тамара Пилецкая, пенсионерка:
– Эта услуга не внушает мне доверия и поэтому ею не пользуюсь. Я привыкла оплачивать счета за телефон и жилищно-коммунальные услуги на почте или в банке – с ними я уверена в том, что заплатила вовремя и полностью.
Екатерина Лукьянчик, кредитный агент:
– Мне очень нравится услуга интернет-банкинга. Пользуюсь ей достаточно давно. Возможности по оплате очень большие, да и в длинных очередях стоять не нужно, можно оплатить в любое время суток.
Наталья ШИЛО, оператор почтового отделения:
– Может быть, это и удобно кому-то, но у меня нет необходимости пользоваться интернет-банкингом. Поскольку работаю на почте, все счета оплачиваю там.
Мнением горожан интересовалась Анастасия РУДЗКАЯ