Каждому православному знакомо имя Марии Египетской. Из года в год на протяжении почти пятнадцати столетий во время Великого поста во всех храмах вспоминают блудницу, уподобившуюся ангелам. За богослужением к преподобной обращаются в поисках избавления от «страстей омрачения», которое не дает человеку воспеть «песнь нову». Что же это за омрачение такое и что это за песнь?
Назначение человека заключается в том, чтобы воспевать величие славы и премудрости Создателя. Для этого ему от Бога дан дар речи. Если внимательно прочитать псалмы Библии, то можно заметить, что лейтмотивом Псалтири звучат слова «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля…» К хвале, исповеданию, благословению и пению призывают слова священной книги. Но словесность человека с поколениями оскудевает. Речь становится всё примитивнее. Сердца – всё черствее. Поступки – всё безумнее. Пение – всё реже и бессмысленнее. Сердца людей становятся неспособными к пению. Кто может обратиться к Богу со словами пророка Давида: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить» (Пс. 56, 8)?
Всех нас охватило это самое «страстей омрачение». Развращение человеческих сердец достигло небывалых масштабов. То, о чём наши родители стеснялись подумать, мы не стыдимся делать. Многие из молодых людей не имеют ни малейшего представления о том, как жили люди даже полвека назад, не говоря уже о полутора тысячах лет. Интернета не было, телевизор был редкостью, и тот черно-белый без пульта. Не было мобильной связи и гипермаркетов, твиттера и ютуба. Зато была теплота, человечность, целомудрие. Нельзя сказать, что этого всего нет сегодня, но раньше было значительно больше. И песни были сердечные, способные растопить сердце и оросить слезой ресницы.
Сегодня же от изобилия страстей души омрачены унынием. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии». От этого состояния и ищут избавиться те, кто призывает в молитвах святую Марию Египетскую. Она отказалась от сладости мира, от страстей, омрачающих сердце, и стала одной из величайших людей в истории человечества. Примером глубокого покаяния.
В двенадцатилетнем возрасте, ощутив половую зрелость, она на протяжении последующих семнадцати лет жизни предавалась неистовому разврату за деньги и даром. В Иерусалиме на пороге храма в ней произошел переворот. Она осознала свою скверну, ощутила смрад страстей и всем сердцем возжелала чистоты. Только Богу известно, чего стоило ей оставить многолетние пиршества, блудные развлечения и больше к ним не вернуться…
Если бы Мария жила в наши дни, то о ней наверняка бы сняли фильм, в котором «смаковали» бы её жизнь в Египте. Сегодня всё чаще говорят о том, о чём лучше и полезнее не знать. Маньяки, педофилы и прочие извращенцы становятся главными героями кино, теле- и радиопередач, газетных статей. От этого «страстей омрачение» ещё больше сковывает и без того окаменевшие сердца. Память о Марии Египетской открывает нам путь от уныния к радости, от омрачения к пению, от отчаяния к надежде.
Неслучайно этой святой посвящено последнее воскресенье Великого поста, накануне воспоминания Страданий Господних и Светлого Христова Воскресения. (Следующее воскресенье, 28 апреля, – Вход Господень в Иерусалим – первый день Страстной седмицы). Никто не скажет перед лицом Марии: «Мои грехи настолько велики, что нет уже смысла обращаться к Богу. Моя печаль настолько глубока, что нет надежды вновь ощутить радость». Митрополит Антоний Сурожский говорит, что в Марии Египетской «мы видим пример, – пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам словами Великого канона Андрея Критского: Душа, Бог может прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная…»