Наверх

История барановичской супружеской пары, которая в любви прожила 60 лет

22.09.2016 337 Наш край

img_74441«Мы с тобой два берега у одной реки»

Вместе прожить шесть десятилетий в мире и согласии, сохранить пылкость юношеских чувств и верность любимому человеку – такое, к сожалению, удается не многим супружеским парам. У наших горожан Александра и Ольги Ключко, перешагнувших свои 80-летние возрастные рубежи, это получилось – достойно, красиво, как в песне.

«Моя Незабудка»

Деревни Загорье и Торчицы Столовичского сельсовета разделяют зеленые берега тихой Щары, от одной до другой деревушки буквально подать рукой.

Детство крестьянского паренька Саши Ключко протекало в Загорье. Здесь он родился, в 1939 году пошел в первый класс начальной школы, а через четыре года обучение продолжил в Столовичской семилетке. После ее окончания 16-летний подросток в родном колхозе «Новый путь» со своим старшим братом Колей зарабатывали первые трудовые мозоли: косили сено, сеяли, убирали зерновые. Шел четвертый послевоенный год.

– Люди тогда жили еще впроголодь. Тракторов почти не было, железного коня чаще заменяла пара лошадок, – вспоминает Александр Николаевич. – И заработки были мизерные, колхоз рассчитывался с работниками зерном. Но и это считалось по тем временам ощутимым для семьи подспорьем.

– А я в Торчицах жила, на другом берегу от Саши. Тоже четыре года в Загорье проучилась. На том «университеты» мои и закончились: не пустила дальше мама в школу. В семье нашей ведь восемь детей ходили пешком под стол: я, самая старшая, – загибает на руке пальцы Ольга Владимировна, – Нина, Тома, Нюра, Манька, да еще трое братьев.

Большая любовь у нас с Сашей только зимой 1953-го разгорелась, а до этого мы как-то не обращали внимания друг на друга. Хорошо помню тот зимний вечер, когда мы в Торчицах с молодежной вечеринки возвращались, как Саша заботливо укутывал меня от мороза своей шинелькой. Таким и остался он на всю жизнь – добрым, бесхитростным, заботливым. И сегодня у нас так: за какую бы работу ни взялась, он тут как тут: «Может, Олечка, я помогу тебе?» В магазин уйдет на полчаса за покупками, а я сижу и плачу, мне без него уже скучно…

На Саше была не военная шинелька, а красивая форменная одежда железнодорожника – пуговицы в два ряда, как у офицера, петлицы с золотыми молоточками. Сохли по видному кавалеру свои, загорьевские девчата, а Сашу Ключко тянуло магнитом на другой берег Щары – к своей «незабудке» Оле Вадейко. Так у парней и девчат сельской глубинки, между прочим, было всегда, и осталось: в чужом огороде и редька слаще.

Зов стальной магистрали

– В детские годы я часто бывал в Барановичах, с завистью смотрел на поезда, втайне мечтал стать железнодорожником. А тут Николай Кирпичев, друг моего дяди (они в годы войны вместе партизанили) и говорит мне однажды: «Хочешь на железке работать? Одобряю твой выбор, помогу. Сведу тебя с начальником вагонного депо и, думаю, он от такого толкового парня не откажется. Так и вышло, – вспоминает Александр Ключко. – Сначала меня определили учеником слесаря, а через три месяца перевели в цех – назначили слесарем по ремонту тормозных приборов. Там я и проработал всю жизнь…

А тогда, зимой далекого 1953-го, влюбленная пара витала в облаках счастья. Через три года их родители сыграли шумные свадьбы – и на правом берегу Щары растягивались меха гармошки, и на левом слышались песни.

Первые три года молодая семья снимала угол в частном домике по улице Тормозной, а затем вагонное депо построило 4-квартирный дом на улице Димитрова. В нем и обосновались молодые супруги.

– Когда меня мама в школу не пустила, я времени даром не теряла – ходила в Загорье учиться на портниху. Там женщина одна жила – Давыдовна, она и учила нас, подростков из окрестных деревень, мастерству кройки и шитья, – рассказывает Ольга Владимировна. – А когда мы в Барановичи переехали, я всю жизнь в ателье военторга проработала – шила форменную одежду для военных…

Ольга Ключко не просто «проработала». К выходу на заслуженный отдых в ее наградном активе были нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования», медаль «Ветеран труда», восемь грамот начальника военторга – за добросовестный труд и выполнение социалистических обязательств.

Отличился на трудовой ниве и ее муж. Александр Ключко первую пенсию получил в 1994-м, имея за плечами 42 года трудового стажа. Его копилка трудовых наград, добытых в скромной должности слесаря-ремонтника, не может не удивлять: шесть нагрудных знаков «Победитель социалистического соревнования», три знака «Ударник пятилетки», восемь почетных грамот от начальника вагонного депо; почетная грамота управления Белорусской железной дороги и дорпрофсожа.

В 1987 году слесарь вагонного депо Александр Ключко побывал в Москве – на съезде передовиков и новаторов железнодорожного транспорта страны. На этом форуме и вручил министр путей сообщения СССР Николай Конарев делегату из Барановичей высшую награду возглавляемой им отрасли – нагрудный знак «Почетному железнодорожнику».

К тому времени на груди Александра Николаевича уже красовались орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медаль «За долголетний добросовестный труд». И это еще не все знаки оценки труда моего героя.

Портрет железнодорожника Ключко восемь раз вывешивался на городской Доске почета, Александра Николаевича избирали депутатом горсовета.

Династия Ключко

Смотрю на этих добрых, простых, скромных старичков и восхищаюсь их трудовыми подвигами, умиляюсь теплом их семейных отношений.

Дети, внуки, правнуки? А как же без них. Двоих сыновей вырастили и воспитали достойно герои моего рассказа: Владимир на заводе автоматических линий много лет проработал слесарем, а младший, Александр, пошел по стопам отца – в вагонном депо работает начальником ПТО. Там же трудится и Павел Ключко (сын Владимира) – инженер-механик, бригадир текущего ремонта, и одна из невесток заслуженного железнодорожника – бухгалтером.

Сыновья Ольги Владимировны и Александра Николаевича подарили своим родителям по два внука. Старший из них (Евгений, водитель-дорожник) уже первой правнучкой порадовал дедушку с бабушкой – Евой малышку назвали.

– Вы обязательно напишите в своей статье хоть одно теплое слово про директора Столовичской семилетки Ивана Потаповича Лычковского, – попросил автора Александр Николаевич по окончании нашей беседы. – Часто вспоминаю этого замечательного человека, спасибо ему за добрую школу жизни. Жаль, что нет уже его среди нас. А еще в адрес руководства и профкома вагонного депо хоть пару словечек благодарности втисните в статейку – не забывают они нас ни в праздники, ни в будни, оказывают помощь в решении любой житейской проблемы. Сердечное им спасибо!

Николай РАКИТНЫЙ.
Фото автора.



  • Мы в социальных сетях: