«…Пробьются воды ходящим в пустыни, и безводное обратится в болота, и в земле жаждущей источник воды будет». Эти слова пророка Исаии исполнились в Крещении Руси, говорит в «Слове о законе и благодати» митрополит Киевский Иларион. Это был первый митрополит из русских, поставленный на Киевскую кафедру в 1051 году. Пустыней автор называет нашу землю, которую иссушил «идольский зной». Вода – это евангельское слово.
С САМОГО начала русской христианской истории Крещение Руси рассматривалось как Божие посещение. Бог посетил Своих людей и сотворил избавление от смерти. И не Он им сказал: «Вы Мой народ», а они сказали: «Ты Господь наш». Этими словами другого пророка, Осии, митрополит Иларион описал событие Крещения. Князя Владимира он называет учителем русской земли, апостолом и учеником Христовым, познавшим посещение Господа, который Его не видел и поверил. Он обрел истинную веру и повелел своим подданным принять эту веру, так что даже те, кто, может быть, не хотел принимать христианство, приняли его из страха перечить князю. Не потому, что им угрожали гонения и репрессии, а потому, что авторитет князя был так силен, как едва ли мы можем сегодня представить.
Иларион подчеркивает, что ни греческие миссионеры, ни тем более, латинские, а сам князь, в котором соединились «благоверие с властью» был инициатором крещения своего народа. Автор «Слова» воспевает могущество Владимира, чтобы показать, что принятие христианства было не вынужденным, а явилось результатом свободного выбора князя. По всей Руси стали разрушаться идольские капища и строиться храмы, поставляться епископы и священники. Праздники Церкви стали праздниками русского народа, в домах вместо идолов появились иконы святых.
Сколько воды утекло с тех блаженных для нашего народа дней…
НЫНЕШНИЙ юбилей – это память не только о крещении киевлян в водах Днепра. Это память всей истории Русской Православной Церкви. Рогнеда-Анастасия – супруга святого Владимира, основательница первого монастыря в белорусских землях, Кирилл Туровский, Евфросиния Полоцкая, Сергий Радонежский, Геннадий Новгородский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, оптинские старцы, святые митрополиты, патриархи, славные мученики и преподобные монахи, праведные мужи и жены, блаженные и Христа ради юродивые, тысячи святых, для которых день Крещения Руси был днем рождения Святого Православия на наших землях, достойны памяти в этот день.
Особенно в эти дни поминают новомучеников и исповедников. Тех, кто засвидетельствовал святую веру в годы богоотступничества. Их кровь и страдания стали залогом возрождения веры в сердцах будущих поколений, наших современников. Праздник 1025-летия Крещения Руси – это праздник тех священнослужителей и мирян, которые четверть века назад с радостью и надеждой встречали 1000-летний юбилей рус-
ского христианства. 25 лет назад едва ли кто-то надеялся и предполагал, что пройдёт немного времени и, как во времена святого Владимира, будут строиться храмы, поставляться священники, дома украсят иконы Спаса, Божией Матери и святых угодников, то есть Господь вновь посетит людей Своих.
В ЭТИ дни следует вспоминать слова пророка Осии, и не ждать посещения Бога, а самим выходить Ему навстречу, призывать Его святое имя, исповедать Господом и Богом и просить о посещении свыше по молитвам всех святых в земле русской просиявших.
Только живая и искренняя вера способна пробудить народ от сна уныния. Благоверием возродить благочестие, т. е. доброй верой воздать честь истинным ценностям: добру, любви к людям и Отечеству, доброй памяти тех, кто потрудился в хранении веры и благочестия на земле народов, принявших святое крещение 1025 лет назад.