7 июля Православная Церковь отмечает один из великих праздников – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Святой Иоаннпроисходил из священнической семьи, его родителей звали Захария и Елисавета. Долгое время семья не имела детей, Елисавета считалась бесплодной. И вот уже в преклонном возрасте священник Захария, совершая богослужение в Иерусалимском храме, получает от ангела Божие откровение: «…жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и секира, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 13–15). Захария усомнился в словах ангела, за что был поражен немотой до самого рождения своего сына.
По иудейскому обычаю полагалось на восьмой день после рождения совершать обряд обрезания над младенцем и нарекать его каким-либо именем. Обычно давались те имена, которые уже были в роду, потому родственники Захарии и Елисаветы хотели назвать младенца Захариею по имени отца. Однако сами праведные родители воспротивились этому. Захария попросил дощечку и, поскольку не мог говорить, написал: «Иоанн имя ему». В тот же час к нему вернулась речь, и он стал пророчествовать: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их…» (Лк. 1, 76–77).
Святой Иоанн действительно стал проповедником покаяния. Именно в очищении совести от грехов он видел возможность для всякого человека принять Христа. Только чистые сердцем узрят Бога. Иоанн знал это и потому жизнь посвятил тому, чтобы как можно большему количеству людей помочь духовно прозреть. Совершаемое им водное крещение было не чем иным, как наглядным – видимым – символом. Как вода омывает всякую грязь с тела человека, так же искреннее покаяние омывает душу человека от греха.
Проповедь святого Иоанна Крестителя весьма злободневна и в наше время. Большинство современных православных христиан имеют довольно поверхностное, а многие и того меньшее, знание о своей вере, своей Церкви, о своём Боге. Чаще всего всю вину сваливают на извечные житейские проблемы, суету, трудности, нехватку времени, советское прошлое. Однако главной причиной такого неведения является зачастую не осознаваемое нежелание менять свою жизнь, поведение и общение, нежелание отказаться от привычек, которые нередко греховны. Человек, как ему кажется, живет довольно хорошей, насыщенной, счастливой жизнью. При этом может даже иногда приходить в храм на исповедь, то есть вроде бы каяться. Однако покаяние, к которому призывал сперва Иоанн, а потом и Сам Господь Иисус Христос есть нечто большее, чем просто словесное перечисление грехов. В греческом языке слово, переведенное на русский как «покаяние», означает перемену сознания, можно сказать, изменение мировосприятия. Человек, интересующийся своей верой – христианством, живущий духовной жизнью, участвующий в таинствах Церкви, постепенно совершенно по-иному начинает смотреть на себя, на окружающих, на земную жизнь вообще. Ибо в опыте церковной жизни христианин имеет возможность по-настоящему ощутить приблизившееся Царствие Небесное и приобщиться вечной жизни. Тогда для него слова святого Иоанна и Самого Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» становятся не абстрактным ярким выражением, а реальным призывом, руководством к действию. Покаяние для христианина не единовременный акт исповедания, а жизненный процесс, сама жизнь, устремленная к Богу.
Святой Иоаннпризывал современных ему людей к покаянию, изменению своей жизни, потому что было близко время пришествия Христа. Однако и к нам, живущим после Рождества Христова, эти слова относятся в полной мере. Бог сошел на землю, чтобы человека возвести на небо, а не затащить туда силой. Только при нашем желании приблизившееся Царст-вие Небесное может стать нашим Отечеством.
С праздником вас!