Наверх

Инженер из Барановичского района Сергей Луцко усовершенствовал отечественный комбайн до уровня «Джон Дира»

22.08.2014 495 Наш край

По дороге в филиал «Приозерный» птицефабрики «Дружба» начальник районной инспекции Гостехнадзора Николай Микула успел кратко, но точно охарактеризовать мне ведущего инженера этого филиала Сергея Луцко: «Исполнительный, у него всегда в порядке техническая документация – любой инженер района может позавидовать подобной аккуратности. Дисциплину поддерживает на машинном дворе: хоть какую комиссию приводи сюда для проверки – стыдно не будет. Много времени уделяет рационализаторской работе».

Горд и счастлив

О том, что рационализация – конек Сергея Луцко, это я и сама поняла, увидев на жатве в филиале «Приозерный» отечественный комбайн КЗС-1218, усовершенствованный с подачи ведущего инженера до уровня американского «Джон Дира». Мало того: комбайн производства «Гомсельмаша» намолачивал ежедневно на 10-15 тонн зерна больше, чем «Джон Дир». Как не рассказать об этом невероятном результате нашим читателям?

Но сначала вернемся к истокам, к тому, что сформировало личность Сергея Луцко и породило в нем патриотическое желание доказать, что родная техника тоже многое может.

Он родился в деревне Приозерная, здесь живет и работает. Его отец Владимир Владимирович был передовым комбайнером не только хозяйства, но и района, привил сыну любовь к технике. В шестом классе Сергей уже умел водить трактор, а после окончания школы-восьмилетки подался в Новомышское училище, чтоб получить профессию тракториста-машиниста. Он видел в этом свое будущее.

До службы в армии три сезона вместе с отцом убирал хлеб на комбайне СК-5 «Нива». Третий сезон мог провести самостоятельно: хозяйство предложило ему отдельный комбайн, но отец не отпустил от себя, довольный  сыном-помощником.

Сергей был горд и счастлив: он такой молодой, а уже работает на комбайне! Это было престижно. На заработанные деньги отец купил ему мопед, чтоб сын ездил на занятия в училище – оно находилось в пяти километрах от деревни. Учился отлично.

Вернулся в родное хозяйство

В армии служил в ракетных войсках – их часть дислоцировалась в Польше. Через полгода получил отпуск домой за успешный пуск ракет на испытательном полигоне. Ему было присвоено звание сержанта, а увольнялся из армии уже старшиной.

Вопрос, куда пойти дальше, не стоял. В родном хозяйстве ему выделили новый автомобиль. На время уборки садился за штурвал комбайна «Нива» уже в качестве старшего комбайнера. С высоким по тем временам намолотом в 642 тонны хлеба был признан победителем районного соревнования.

Заочно окончил сельскохозяйственный техникум. Его назначили механиком по сельхозмашинам, потом заведующим гаражом, а с 2000 года, когда совхоз «Приозерный», переживавший нелегкие времена,  присоединили к птицефабрике «Дружба», Сергей Луцко здесь – ведущий инженер.

Платформа для 18 рулонов

– Стараюсь всё делать так, чтоб не быть последним, – эдак скромненько говорит он.

В сторону скромность – филиал «Дружбы» никогда не был последним. При поддержке руководства птицефабрики во главе с Василием Маркевичем здесь восстановили технику, благоустроили территорию машинного двора. Руководил «Приозерным» в то время Михаил Полозок. Будучи сейчас заместителем генерального директора птицефабрики по сельскому хозяйству, он продолжает считать филиал своим детищем.

Именно Михаил Полозок когда-то предложил доставлять солому к фермам, а не скирдовать на полях. Но как ее перевозить, чтоб было не слишком затратно? Сергей Луцко придумал тележку, или платформу для перевозки рулонов. Эта площадка-платформа применяется и теперь в усовершенствованном виде, сконструированная из неиспользуемых тракторных прицепов. Перевозит 18 рулонов.

– Весь район последовал этому примеру и стремится теперь доставлять солому к фермам, – комментирует Николай Микула. – Но инициатором был  «Приозерный».

Золотая «семерка»

Изюминкой инженерной службы филиала стало усовершенствование гомсельмашевского комбайна КЗС-7, полученного десять лет назад. Белорусское комбайностроение тогда только набирало обороты. «Я хотел добиться увеличения его производительности, – объясняет Сергей Владимирович. – Сам садился за штурвал и убедился, что мощности двигателя хватает, а вот система очистки не совсем устраивала. Решил поднять колеса и увеличить обороты соломотряса. Сын Александр занимался переделкой воздухозаборника, чтоб не грелся двигатель».

Это позволило до минимума снизить потери хлеба, особенно при уборке гористых участков и обмолоте колосьев с повышенной влажностью зерна. Александр работал на этом комбайне – сначала младшим комбайнером, затем старшим и постоянно занимал высокие места в республиканском соревновании молодежных экипажей. Сын, полюбивший технику так же, как его дедушка и отец, пошел знакомой стезей: тоже окончил Новомышское училище механизации (оно стало называться лицеем сельхозпроизводства), сельскохозяйственный колледж. Получил высшее образование в Белорусском аграрном техническом университете. Работает заведующим мастерскими.

– Комбайн КЗС-7 – самый простой, экономичный по топливу, – отзывается о «семерке» Сергей Луцко. – Это золотой комбайн для фермера.

Когда филиал обзавелся «Джон Диром», тот стал лидером уборочных работ. Как оказалось – до поры, до времени.

Эксперимент продолжили

В «Приозерный» прибыла новая зерноуборочная машина – КЗС-1218 гомсельмашевского производства. Два года комбайн не трогали – не переделывали, ожидая окончания гарантийного срока. «А в этом году решили его чуть подправить, – сообщает Сергей Владимирович. – Пошли по принципу усовершенствования КЗСа-«семерки»: добавили оборотов системе очистки, подняли колеса, чтоб увеличить угол очистки».

И результат оказался налицо: при одинаковых условиях работы с «Джон Диром» КЗС-1218 стал обгонять «американца» по суточным намолотам. Экипаж, в котором сын Александр трудился младшим комбайнером, первым в области намолотил 2 000 тонн хлеба. Сергей Луцко не скрывал удовлетворения от достигнутого эффекта. Но, думаете, он на этом остановился? В наш приезд делился с начальником инспекции Гостехнадзора Николаем Микулой новыми задумками: «Можно попробовать на КЗС-1218 поставить удлинитель решетного стана (такой, какой в свое время на комбайне «Нива» стоял), чтоб получать более чистое зерно и без потерь».

Любопытная мойка и прочее

«Приозерный» продолжает удивлять, держит марку, идет в ногу со временем, ведет за собой район. Когда понадобилось, открыли свой электроцех, чтоб ремонтировать электрооборудование для себя – генераторы, аккумуляторы, стартеры. Этим занимается знающий специалист Сергей Копалкин. Двигатели для автомобилей тоже в филиале сами ремонтируют – Виктор Зданович по этой части умелец, каких поискать.

В соответствии с проектом благоустройства машинного двора в нынешнем году здесь появилась любопытная мойка для техники. Она использует оборотную воду, то есть вода очищается через фильтры, отстаивается и снова подается на мойку. Это ж сколько воды получается сэкономить!

Цех шиномонтажа недавно открылся. В «Приозерном» теперь можно отремонтировать сложные шины, разбортировать любое колесо – с «Джон Дира» или трактора. «В других хозяйствах района тоже есть шиномонтаж, но с ограниченными возможностями. А в «Приозерном» сделают всё – разбортируют и большие колеса», – говорит Николай Микула.

Идти вперед

– Стоять на месте мы не будем, – заявляет ведущий инженер. – Есть намерение улучшить ремонтную зону для автомобилей.

В «Приозерном» имеется 18 автомобилей, 26 тракторов, 4 зерноуборочных комбайна, 3 самоходные кормоуборочные машины, немало различного сельхозинвентаря, агрегатов. Инженерная служба во главе с Сергеем Луцко и работники мастерской делают всё от них зависящее, чтоб эта техника работала производительно.

Его девиз

На ежегодных специализированных выставках «Белагро» в Минске главный рационализатор «Приозерного» неизменно подходит к площадке «Гомсельмаша» и излагает присутствующим там представителям предприятия свои мысли по улучшению конструкции белорусского комбайна с надеждой, что будет услышан. Отдельные улучшения действительно произошли. Но это не значит, что нужно останавливаться на достигнутом. Не самоуспокаиваться, а работать еще лучше, эффективнее – девиз Сергея Луцко.



  • Мы в социальных сетях: